Экономисты объяснили рост турецкого рынка и предсказали его будущее
Турецкие экономисты в разговоре с «Курсивом» объяснили рост местного рынка акций переключением инвесторов на инструменты с плавающей доходностью в условиях высокой инфляции и неординарной денежно-кредитной политики центробанка, проводимой под влиянием президента Реджепа Эрдогана. Также они дали прогноз о состоянии фондового рынка на ближайшие месяцы.
В 2022 году турецкий рынок акций продемонстрировал резкое улучшение показателей. Основные индексы выросли почти втрое. Индекс BIST 100, включающий котировки 100 важнейших компаний страны, с января увеличился на 173%, более представительный BIST All Shares — на 198%. Результаты стали лучшими за последние 23 года. Среди лидеров роста — национальный авиаперевозчик Turkish Airlines (+568%), его бюджетный конкурент Pegasus Airlines (+467%), а также несколько банков: Türkiye Iş Bankası (рост на 284%), Garanti Bank (+81%), Şekerbank (+198%). 12% акций последнего принадлежат казахстанскому фонду «Самрук-Казына».
Ралли (резкий рост) на рынке акций произошло на фоне противоречивых явлений в экономике Турции в целом. В нынешнем году она продолжала испытывать проблемы из-за девальвации национальной валюты и высокой инфляции, еще больше усилившейся за счет прежних факторов: недоверия инвесторов властям и денежно-кредитной политике центробанка.
Последний продолжил снижать ключевую ставку, опустив ее суммарно на 11,5 процентного пункта — до 9% годовых. Такой подход противоречит устоявшемуся взгляду на функции регулятора, поскольку способствует увеличению денежной массы в обороте, но поддерживается Эрдоганом. Инфляция по итогам 11 месяцев составляла 84,4%. При этом глава государства ожидает ее снижения до 40% годовых уже в ближайшие месяцы. В то же время, ВВП продолжил умеренный рост. В третьем квартале он составил 3,9% год к году, что стало одним из лучших результатов среди стран G-20.
В попытке остановить обесценение лиры власти еще в прошлом году внедрили в банковскую систему специальные защищенные депозиты, гарантирующие вкладчикам возмещение курсовой разницы в случае дальнейшего обвала национальной валюты. Кроме того, Анкара ввела комиссию в размере 1,5% для банков, хранящих иностранную валюту на счетах обязательных резервов (представляют собою процент от привлеченных пассивов) и депозитах в ЦБ. Так регулятор стремится снизить спрос на доллары и евро, способствующий обесценению лиры. Однако меры не принесли ощутимого результата.
Опрошенные «Курсивом» эксперты отметили, что сложившаяся макроэкономическая ситуация и политика властей спровоцировали резкий рост интереса к фондовому рынку, в основном среди граждан. С начала года количество брокерских счетов физлиц увеличилось на 32% и к середине ноября достигло 3,1 миллиона. «В первой половине года инфляция в Турции подскочила с 20% до почти 80%, в то время как фактическая инфляция была намного выше. При таком инфляционном шоке, значительно повышающем цены на реальные активы (такие, как недвижимость и подержанные автомобили), финансовые активы были просто вынуждены наверстать упущенное из-за сравнительной динамики ценообразования», — рассказал основатель стамбульской консалтинговой компании Sardis Research Consultancy Эврен Кирикоглу.
Еще одна причина, по его словам, связана с тем, что инфляция неминуемо приводит к улучшению финансовых показателей в корпоративном секторе и росту прибыли большинства компаний, поскольку цены на их продукцию и услуги тоже повышаются. «На самом деле, с учетом инфляции, показатели фондового рынка были не такими впечатляющими», — отметил Кирикоглу. В нынешних турецких реалиях рост демонстрирует именно рынок акций, на который перетекают инвесторы, ранее предпочитавшие инструменты с фиксированной доходностью, главных образом облигации. Доходность последних снижается вслед за ключевой ставкой.
Турецкий финансовый аналитик Ислам Мемиш ожидает роста интереса к акциям местных компаний не только от резидентов, но и от иностранцев, хотя в начале следующего года объем их инвестиций, скорее всего, просядет. Приход нерезидентов на рынок благотворно сказывается на национальной экономике: чтобы купить номинированные в лирах активы, инвесторы сперва должны приобрести национальную валюту, что способствует ее укреплению, а также позволит пополнить золотовалютные резервы центробанка. В нынешнем году они дополнительно выросли за счет притока средств от российского «Росатома», строящего в Турции атомную электростанцию «Аккую».
«Наряду с этими событиями стало очевидно, что высокая инфляция начнет снижаться с декабря, ввиду базовых эффектов. В итоге улучшающиеся восприятия риска вызвали ралли фондового рынка Турции во второй половине нынешнего года», — отметил Эврен Кирикоглу из Sardis Research Consultancy. По его мнению, взрывной рост продолжится в 2023 году и продлится как минимум до майских выборов президента, на которых Эрдоган будет баллотироваться на очередной срок. «В интересах экономической администрации убедиться в том, что не будет никакой финансовой нестабильности перед выборами. Но после выборов все будет иначе: значение индексов акций будет зависеть от результатов выборов и макроэкономической политики, которая будет осуществляться в соответствии», — считает эксперт.
Аналитик Ислам Мемиш ожидает долгосрочного роста, который будет обусловлен в том числе будущим смягчением денежно-кредитной политики со стороны Федеральной резервной системы США. В условиях падения ставок на американском рынке инвесторы обратят внимание на другие регионы. «Это положительно повлияет на страны, нуждающиеся в иностранной валюте, — такие, как мы», — говорит Мемиш.
В ноябре аналитики инвестбанка JPMorgan Chase называли еще одну причину интереса инвесторов со всего мира к турецкому рынку акций. Она заключается в доступности бумаг большинства местных эмитентов. Акции крупнейших турецких компаний стоят дешевле, чем у иностранных конкурентов, благодаря чему вложения в них могут позволить себе не только крупные фонды, но и розничные трейдеры.
В конце декабря акции Turkish Airlines стоили 142,9 лиры (7,66 доллара), Pegasus Airlines — 507 лир (27,16 доллара), бумаги телекоммуникационного гиганта Turk Telekom торговались по 20,8 лиры (1,11 доллара). Акции Türkiye Iş Bankası можно было приобрести за 12,76 лиры (0,68 доллара), Garanti Bank — за 29,8 лиры (1,6 доллара), бумаги Şekerbank — за 2,67 лиры (0,14 доллара).