Потерянный рост: отыграет ли KASE в 2023 году понесенные потери

Опубликовано
Обозреватель отдела "Финансы"

За неполный 2022 год индекс KASE упал на 12% после роста на 37% в 2021 году. Потрясенный в начале года январскими событиями локальный рынок акций с февраля оказался под влиянием геополитических и экономических факторов. Удастся ли казахстанскому фондовому рынку в следующем году отыграть потери и какие события будут на него влиять, «Курсиву» рассказали аналитики.

Председатель правления АО «Евразийский капитал» Аскар Айткожа полагает, что в 2023 году на локальном рынке акций будет наблюдаться умеренный рост, который будет чередоваться с падением.

По его словам, на фондовый рынок Казахстана по-прежнему будут влиять ситуация на международных рынках, геополитическая обстановка и положение в экономике страны.

«Я не ожидаю, что геополитическая ситуация будет хуже, чем сейчас, а рецессия на внешних рынках, которая ожидается, не окажет сильного влияния», – отметил собеседник.

По итогам 2023 года рост индекса KASE может составить 10–15%, добавил глава АО «Евразийский капитал». Аналогичный рост могут показать и индексные акции.

Среди факторов, которые будут влиять на казахстанский рынок, директор департамента управления активами АО «UD Capital» Дамир Сейсебаев называет ожидания относительно мировой экономики, привлекательность тенговых инструментов, ситуацию вокруг курса тенге, инфляцию и прочие факторы.

«На наш взгляд, локальный рынок способен отыграть все те потери, которые понес в 2022 году», – полагает начальник управления аналитических исследований Jusan Invest Бауыржан Тулепов.

По его словам, индекс KASE начал текущий год с отметки 3675 пунктов, проваливался до 2617 пунктов (в июне), а сейчас стоит на отметке около 3 230 пунктов.

Собеседник добавляет, что привлекательность локальных акций определяется в первую очередь внешней средой, которая должна оказать им поддержку, в частности, ослабление индекса доллара, поддерживающее базовое сырье в мире, в том числе цены на энергоносители. Кроме того, по его словам, последние отчеты казахстанских эмитентов показали относительно сильные финансово-экономические цифры.

Котировки индекса KASE готовы выйти из консолидации, которая была в октябре-ноябре, отметил аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев. Он полагает, что если этот этап будет пройден, то котировки могут вырасти на 20% к максимумам ноября 2021 года.

«Наш фундаментальный анализ всех эмитентов KASE свидетельствует о том, что у индекса есть 18% потенциала к среднесрочному росту», – считает аналитик Freedom Finance Global.

По его словам, Казахстан, как и западные рынки, вероятнее всего, пройдет пик инфляции в начале следующего года, что позволит далее снизить базовую ставку с 16,75%. Это позволит уменьшить ставку дисконтирования для эмитентов, что позитивно скажется на оценке компаний в индексе KASE.

По ожиданиям генерального директора DAMU Capital Management Мурата Кастаева, в наступающем году локальный рынок акций в Казахстане будет более волатильным и чувствительным.

«Основной фактор риска – это возможное снижение цен на нефть или какие-либо проблемы с экспортом казахстанской нефти. Помимо прямого удара по КМГ и доходам госбюджета, это повлечет за собой ухудшение состояния казахстанской экономики и косвенные снижения доходов и убытки и других локальных эмитентов», – добавил эксперт.

По его словам, по-прежнему присутствует внутриполитический риск, несмотря на кажущуюся внутреннюю стабильность после референдума и досрочных выборов президента, высокая инфляция и снижение уровня жизни населения могут «выстрелить» непредсказуемым образом и по любой неожиданной причине. «В этой связи на внутреннем поле крайне важным будет темп и качество экономических и политических реформ, заявленных президентом Токаевым», – добавил он.

«Если вкратце подвести итог, то для казахстанской экономики и эмитентов главное – чтобы добывалась и продавалась нефть, и чтобы сохранялась внутренняя стабильность», – добавил Кастаев.

Эксперты также ожидают, что поддержку рынку окажут новые публичные размещения казахстанских эмитентов.

«Мы считаем, что правительство Казахстана продолжит проводить IPO, и, возможно, следующим эмитентом, который скоро выйдет на рынок, будет Air Astana. Поэтому мы ждем дальнейшего качественного развития отечественного фондового рынка, появления на нем новых инвесторов и денег», – отметил представитель Jusan Invest.

Выход авиаперевозчика вызывает большой интерес, соглашается Ансар Абуев, поскольку компания сейчас активно осваивает внутренний рынок через своего дискаунтера FlyArystan.

В этом году казахстанские эмитенты убедились, что дивидендная политика и неожиданное снижение выплат может привести к массовой распродаже акций. Так произошло, когда «КазТрансОйл» неожиданно снизил дивиденды в 5 раз, со 132 тенге до 26 тенге. В следующие три недели акции национального оператора упали на 13%.

Многие компании также перенесли принятие решения по выплате дивидендов на второе полугодие 2022 года. Тем не менее, отметил Ансар Абуев, Народный банк, «Казахтелеком» и Kaspi возобновили выплаты дивидендов во втором полугодии.

«Эмитенты могут выйти на полную мощность в следующем году. Это в большей степени касается Народного банка и «Казахтелекома». К списку дивидендных фишек точно присоединится КМГ», – добавил аналитик Freedom Broker.

Дамир Сейсебаев соглашается, что ожидания относительно корпоративных прибылей и дивидендов могут оказывать влияние на местный рынок.

Тем временем мировые инвестбанки озвучивают противоречивые прогнозы относительно рынка США: одни полагают, что американские акции могут обвалиться еще, другие, напротив, ожидают роста.

В этом году спад на рынке был связан с тремя ключевыми факторами: устойчиво высокой инфляцией, изменением денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы и экономическими последствиями вторжения России в Украину. Сказались также неопределенность, связанная с COVID-19, и выборы в США.

Эксперты, опрошенные «Курсивом», сходятся во мнении, что в 2023 году на мировые рынки будут влиять инфляционные показатели, меры центральных банков по денежно-кредитной политике и геополитическая ситуация.

Читайте также