Как бизнес Казахстана пережил 2022 год

Опубликовано

Экономические и политические потрясения влияют на бизнес, видоизменяя сам подход к его ведению. И чем круче меняется обстановка в стране и во всем мире, тем серьезнее вызовы для бизнеса. В этом плане турбулентный 2022 год оказался наиболее показательным: произошел ряд знаковых для экономики событий, после которых бизнес попросту невозможно вести как раньше. Рассказываем, чем запомнился непростой 2022 год, вместе с Jusan Business.

Важно отметить, что, несмотря на экономические шоки, сектор МСБ в Казахстане показывает стабильный рост. За период с октября 2021 по октябрь 2022 количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства в стране выросло на 20,9%. В структуре МСБ наибольшее количество имеет Алматы, также и в динамике прироста в 37,2% город занимает первое место. В тройку лидеров входит Шымкент с приростом в 31% и Алматинская область с приростом 29,2%.

Главные события года

Январь ознаменовался тем, что представители бизнеса вынуждены были приостановить работу в крупных городах на несколько недель. Многие предприниматели столкнулись с мародерством и полным разорением торговых точек. Пострадали 1602 организации, работающие в сфере торговли, 52 точки общепита, 77 компаний финансового сектора, 27 фирм, занятых в логистике, пять средств массовой информации.

Все это наглядно прослеживается по количеству проводимых операций в Jusan Business: в январе 2022 года количество транзакций сократилось на 39% по сравнению с декабрем 2021, а вернуться к ним удалось лишь в апреле. К октябрю 2022 количество транзакций клиентов Jusan Business выросло на 29%.

Чтобы поддержать субъекты МСБ, которые пострадали в результате январских беспорядков, государство решило возместить имущественный вред, приостановить налоговые и таможенные проверки, а также предоставить отсрочку платежей по займам физических и юридических лиц.

К декабрю 2022 года 1 640 предпринимателей, чей бизнес пострадал во время январских событий, получили компенсацию, общая сумма составила 16 млрд тенге. Эти деньги выделялись как из местного бюджета, так и из средств поддержки от различных организаций и добровольных пожертвований.

В феврале начался военный конфликт между Россией и Украиной. Против России было введено более 10 тыс. международных санкций, более 1 тыс. крупнейших международных компаний разорвали коммерческие отношения и покинули российский рынок. Напомним, что Казахстан импортозависим от России — около 40% всего отечественного импорта приходится на РФ. Особенно страдают северные регионы, в которых до 90% продуктов потребления привозят из соседней страны.

Товары, которые ранее поставлялись по налаженным логистическим цепочкам через российские порты, теперь везут через Китай и Каспийское море — это дольше, дороже, при этом транспортная сеть не всегда справляется с таким потоком грузов.

Ситуацию также осложнили адресные ограничения против определенных лиц, компаний и категорий российских товаров. Начались санкционные проверки — иностранные банки-корреспонденты стали запрашивать дополнительную информацию о том, кому казахстанские предприниматели переводят деньги и от кого получают товары. В некоторых случаях обработка этой информации занимала от одной до трех недель — на это время перевод средств задерживался.

В этот период Jusan Business запустил информационную кампанию для клиентов со списком рекомендаций для сокращения времени на обработку платежей и переводов. Кроме этого, проводилось обучение колл-центра для оперативного предоставления ответов по работе в условиях санкций против России и Беларуси.

С началом санкций большинство российских банков отключили от всемирной межбанковской системы платежей SWIFT — после этого на счета в большинстве российских банков нельзя отправлять деньги из-за границы.

С 10 марта международные платежные системы Visa и Mastercard объявили о приостановке деятельности в России — все платежные карты, выпущенные российскими банками, стали недоступны для переводов из других стран.

Все казахстанские предприниматели, которые сотрудничали с поставщиками или клиентами из России, вынуждены искать альтернативные пути для оплаты товаров и услуг. Для этого используют российскую платежную систему «Мир» или китайскую UnionPay; системы переводов без открытия счета, такие как «Золотая корона», «Юнистрим», CONTACT; переводы через банки, не попавшие под санкции, вроде частных Тинькофф и Райффайзенбанка.

После введения санкций против России рубль сильно просел по отношению к тенге: если в январе-феврале курс составлял 5,67, то в марте просел до 3,98 (минимальный за год). Позднее он укрепился: к июню рубль стал стоить 9,1 тенге. После этого курс вышел на более-менее стабильное плато. На 28 декабря один рубль стоил 6,9 тенге.

Еще один важный фактор изменений в бизнес-среде Казахстана – высокая инфляция и снижение платежеспособности граждан. Годовая инфляция в ноябре 2022 года составила 19,6%, в октябре — 18,8%. Цены на продовольственные товары за год выросли на 24,1%, в октябре — 23,1%. Цены на непродовольственные товары за год выросли на 18,6%, в октябре — 17,9%. Цены на платные услуги за год выросли на 14,1%, в октябре — 13,5%.

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов назвал причины повышения инфляции: усиление геополитической напряженности, рекордный рост цен в мире, нарушение логистических связей и введение временных ограничений на экспорт некоторых товаров в соседние страны.

По мнению эксперта Андрея Чеботарева, основными факторами инфляции, как и с начала года, остается высокая импортозависимость экономики Казахстана. Импорт давит на курс валюты. С марта национальная валюта обесценилась, и это давит на рост цен. Как отметил Андрей Чеботарев, инфляция наблюдается во всем мире, и Казахстан ее импортирует вместе с товарами.

Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета заявил следующее: «Инфляция в рамках ЕАЭС в октябре составила 11,5%. Основной ее прирост приходится на продовольственные и непродовольственные товары. Все это ощутимо сказывается на покупательной способности и социальном самочувствии наших граждан. Нужно признать, что известные санкционные ограничения оказывают давление на экономики всех государств — членов ЕАЭС».

Базовая ставка и курс тенге

В июле базовая ставка НБ РК составляла 14,5%, в октябре – 16%, в декабре – 16,75%. По мнению экспертов, повышение базовой ставки — это сигнал рынку.

«Повышаются ставки на депозиты и кредиты. Соответственно, кредиты становятся менее доступными, люди меньше берут в долг и меньше тратят. Давление на спрос сбавляется. А если ставки по депозиту больше, вы начинаете больше копить и тоже меньше тратить. При том же предложении спрос начинает снижаться, и цены на продукты в том числе начинают стабилизироваться. Это как раз наша цель», – говорит финансист, член совета директоров IDF Eurasia Шухрат Садыров.

Противоположно курсу рубля доллар достиг пикового значения в марте 2022 (512), а затем сильно упал в июне (414), когда рубль начал расти. С августа курс доллара находится в пределах 460–480 тенге.

Кроме того, давление на глобальную экономику оказывает колоссальная денежная масса, которую правительства стран потратили на восстановление своих экономик, считает председатель правления Jusan bank Нурдаулет Айдосов. На V Нобелевском форуме он заявил, что огромное вливание денег не пройдет бесследно для мировой и нашей экономики: «Денежная масса в мире выросла на 26%, хотя до пандемии этот показатель не превышал 6% в год. В общей сложности вливания в мировую экономику составили $27 трлн, это высокое давление на экономические системы всех стран».

Как жить дальше?

В целом, 2022 год стал испытанием на прочность и для людей, и для экономики Казахстана. Тем не менее есть и положительные стороны: большинству предпринимателей, пострадавших от январских событий, уже выплатили компенсации. На переводы и сотрудничество со многими российскими компаниями все еще наложены ограничения, но предприниматели находят альтернативные решения.

Многие международные компании и высококвалифицированные специалисты переехали в Казахстан, а это, к слову, новые возможности для сотрудничества и развития рынка.

Чтобы бороться с ситуацией в мире, казахстанское правительство запускает все больше программ по поддержке предпринимательства — благодаря этим проектам можно получить субсидирование и гарантирование по банковских кредитам.

Несмотря на все трудности, по данным на 1 декабря 2022 года, количество предпринимателей в Казахстане увеличилось на 25% по сравнению с прошлым годом.

Подготовлено по материалам Ösim от Jusan Business

Читайте также