Глава технологического гиганта Apple Тим Кук, получающий в 1,2 тыс. раз больше бонусов, чем среднестатистический сотрудник компании, попросил снизить вознаграждение за свою работу вдвое по итогам 2023 года. Так, миллиардер в нынешнем году заработает лишь $49 млн, свидетельствуют данные документа, поданного в четверг в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).
На выплаты в виде акций в 2022 году приходится $83 млн из $99,4 млн, заработанных Куком. Но по итогам 2023 года такой вид вознаграждений будет ограничен $30 млн и будет напрямую зависеть от динамики стоимости акций.
Скандал вокруг выплат Куку стал лишь последним в череде подобных случаев. «Курсив» вспомнил другие примеры того, как руководители крупных компаний получали неоправданно большие зарплаты и бонусы, чем вызывали гнев подчиненных, инвесторов и всех окружающих.
Маск может заработать до $56 млрд бонусов…
В 2018 году руководство производителя электромобилей Tesla решило выплатить вознаграждение основателю и руководителю компании Илону Маску в виде пакета опционов на акции фирмы общей стоимостью $56 млрд. Такой суммы, как утверждает акционер компании Ричард Торнетта, достаточно, чтобы удовлетворить личные амбиции Маска по колонизации Марса.
Многие компании используют опционы на собственные акции для премирования рядовых сотрудников или топ-менеджеров. Те получают возможность купить бумаги работодателя по заранее известной цене, которая, как правило, ниже рыночной. Воспользоваться опционами можно только после того, как они вестируются и станут полноценными производными инструментами. Вестинг происходит при соблюдении владельцем опциона необходимых условий, таких, как стаж в компании и достижение профессиональных результатов.
Торнетта, недовольный величиной бонуса Маска, обратился в суд и рассчитывает отменить выплату, которую называет самой крупной в истории публичных компаний. Акционер Tesla пытается доказать, что бизнесмен действовал недобросовестно и воспользовался доминирующим положением в совете директоров, чтобы получить рекордную премию. Уже во время предварительного процесса стало известно, что от Маска, занимающего руководящие посты сразу в пяти компаниях, даже не требовалось работать в Tesla полный день.
Позиция юристов Маска сводится к тому, что совет директоров столь крупной компании обладал всеми необходимыми компетенциями и полномочиями, чтобы правильно рассчитать размер справедливого вознаграждения. Ожидается, что иск поступит в суд в середине января, после чего начнется полноценное разбирательство. Решение по делу должно быть вынесено в течение трех месяцев.
… Но, по словам бывшей девушки, живет за чертой бедности
Огромный бонус, ставший предметом ожесточенного спора, может пополнить и без того внушительное состояние Маска. Журнал Forbes оценивает его в $146 млрд, хотя прошлый год стал для основателя Tesla серьезным испытанием: он потерял около $200 млрд из-за повышенной волатильности фондового рынка.
Сам бизнесмен старается поддерживать образ скромного человека и любит говорить о своей аскетичности. Разводясь с первой женой в 2008 году, Маск заявил, что весь его капитал состоит из ценных бумаг Tesla, SpaceX и SolarCity. «Мое денежное состояние очень ограничено. Около четырех месяцев назад у меня закончились деньги», — сказал он в суде во время бракоразводного процесса.
В другом судебном деле, когда миллиардер стал ответчиком по иску о клевете в 2019 году, его адвокат сказал, что Маск «неликвиден в финансовом отношении», а значит, не сможет заплатить компенсацию истцу. По расчетам издания The Wall Street Journal, у бизнесмена на февраль 2020 года насчитывались непогашенные кредиты на сумму, превышающую $500 млн.
В резонансном прошлогоднем интервью Маск рассказал, что не имеет постоянного жилья и часто пользуется сервисом каучсерфинга, позволяющим останавливаться на ночлег у людей, готовых принять постояльцев. «Если я путешествую в область Залива [Сан-Франциско], где находится большинство инженерных подразделений Tesla, я в основном останавливаюсь в свободных комнатах друзей. У меня нет яхты. Я не беру отпуск. Мое личное потребление не такое уж и большое. Исключением является самолет, но если не воспользуюсь им, у меня останется меньше времени для работы», — поделился миллиардер во время интервью.
Дополнительными подробностями о жизни и быте миллиардера делилась его бывшая спутница, известная певица Граймс: «Бро [певица обращается к Маску как бро] даже не купил новый матрас. Бро не живет, как миллиардер. Бро временами живет за чертой бедности. Вплоть до того, что я его спрашивала, можем ли мы не жить в очень ненадежном доме за $40 тыс, где соседи нас снимают на камеру, где нет охраны, а я ем восьмой день подряд арахисовое масло».
От $50 млн до $2,29 млрд
Среди производителей электромобилей явно завышенные бонусы руководству не редкость. В 2021 году внимание аналитиков и общественности привлекли сразу две американские компании. Глава Rivian Automotive Роберт Скариндж получил вознаграждение в $2,29 млрд. Несмотря на это, состояние миллиардера снизилось с $3,4 млрд до $600 млн. Дело в том, что бонусы выдавались в виде акций, а их стоимость за год просела на 79,4%.
Руководитель конкурента Rivian, компании Lucid Motors Питер Роулинсон получил премию в $556 млн. Она состояла из двух пакетов опционов: на 13,8 млн акций с вестингом за 4 года и на 16 млн акций с вестингом за 3 года.
Выделялись и представители других отраслей. Сью Наби, возглавляющая косметическую компанию Coty, за 2021 год получила $283,79 млн акциями. Bloomberg назвал такую премию крупнейшей в истории индустрии красоты. Наби возглавила компанию в кризисное для Coty время в 2020 году. С тех пор стоимость ее акций выросла в 2,7 раза.
Глава интернет-ретейлера Amazon Энди Джесси получил вознаграждение в $210 млн в виде опционов на акции компании. Воспользоваться ими можно будет через 10 лет. Его коллега из Microsoft Сатья Наделла в 2021 году заработал около $50 млн, что вдвое меньше премии виновника самого свежего скандала Тима Кука.
Сколько платят на Уолл-стрит
Рекордный бонус по случаю Рождества в 2006 году выплатил Morgan Stanley. Тогдашний гендиректор компании Джон Дж. Мак получил $40 млн. Тем самым Morgan Stanley побил рекорд Goldman Sachs, который годом ранее выплатил бонусы на $38 млн.
До начала финансового кризиса 2008 года трейдер Адам Левинсон получил премию на сумму $300 млн от Fortress Investment Group. Вознаграждение полагалось за лояльность — руководство надеялось удержать трейдера от ухода в собственный проект. Как выяснилось позднее, мера была бесполезной: Левинсон уволился из Fortress и основал Graticule Asset Management Asia.
Бонусы как инструмент конкуренции за лучших сотрудников
В Европе до 2014 года также платили большие вознаграждения. В 2013 году Европейское банковское управление обнаружило, что сотрудник банка в Великобритании получил бонус в размере $22 млн, что во много раз превышает его годовую зарплату в $1,3 млн. Однако затем на уровне Евросоюза был принят закон, ограничивший величину премий размером оклада.
Первым следствием такого шага стал рост зарплат сразу в нескольких странах ЕС. Но даже его оказалось недостаточно для сохранения лучших работников. Специалисты отмечают, что многих из них переманивают конкуренты за пределами Европы, и отчетливее всего такая тенденция проявляется в банковском секторе, где активнее всего действуют американские игроки. В 2019 году консультант по подбору персонала из европейской страны на условиях анонимности рассказал журналистам, что крупнейшие банки США, среди которых Goldman Sachs и J.P. Morgan, пользуются пользуются большей популярностью среди кандидатов. Их выбирают на 30–40% чаще, нежели британский Barclays, немецкий Deutsche Bank и швейцарский UBS.
Еще один важный фактор заключается в готовности американских банков платить премии деньгами, а не акциями или опционами на них. Многие работники по-прежнему предпочитают именно такой способ оплаты, несмотря на то, что вознаграждение через опционы считается популярным и прогрессивным способ обеспечить заинтересованность сотрудника в общем деле и повысить его лояльность компании.
«Это несравнимо. Вице-президент или исполнительный директор в банке США гарантированно получит бонус наличными, в отличие от европейского банка, где выплаты в основном отложены или производятся в виде акций», — отметил источник журналистов. Принятие резонансного закона не заставило европейские компании полностью отказаться от больших трат на премии и бонусы. Но количество громких случаев постепенно снижается.
Скандалы на постсоветском пространстве
Компании из стран СНГ, в том числе государственные, тоже любят платить руководителям солидные бонусы, размер которых часто вызывает вопросы у наблюдателей. Летом 2020 года в соцсетях начала распространяться информация о выплате 267,3 млн тенге топ-менеджерам Жилстройсбербанка (ныне Отбасы банк). Глава кредитной организации Ляззат Ибрагимова вынуждена была оправдываться и объяснять размер суммы тем, что в нее входят зарплата, бонусы, лечебные пособия, отпускные, командировочные и больничные.
Российское правительство в 2006 году задумало реформу, по условиям которой на вознаграждение в госкомпаниях могли рассчитывать лишь наиболее отличившиеся сотрудники. Сумма бонусов, по задумке авторов инициативы, должна была зависеть от результатов деятельности за год и достижения заранее поставленных целевых показателей — как корпоративных, так и персональных.
Нововведения так и не были внедрены. Более того, в последующие годы банки с госучастием или в госсобственности становились лидерами по размеру вознаграждений топ-менеджерам. Среди них Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и проходивший процедуру санации под надзором ЦБ банк «Открытие».
Специалисты предсказывают снижение выплат
В преддверии ожидаемой в 2023 году рецессии крупнейшие компании США сокращают расходы, в том числе на вознаграждения. По информации The New York Times, объем компенсаций уменьшится на 50%.
Глава Goldman Sachs Дэвид Соломон посоветовал руководителям подготовиться к уменьшению бонусов, продолжительному спаду в банковской деятельности и общему кризису, который продолжится до второй половины 2023 года. Аналогичное предупреждение от руководства получили и сотрудники инвестиционного банка Jefferies Group.
В 324 раз больше, чем зарплата обычного сотрудника
Средние выплаты главам компаний, входящих в биржевой индекс S&P 500, по итогам 2021 года составили $18,3 млн, что в 324 раз выше медианной величины бонуса в организациях. Согласно данным Credit Suisse, количество сверхбогатых людей в мире в 2021 году выросло на 46 тыс., до рекордных 218,2 тыс. В такую категорию попадают те, чьи активы превышают $50 млн.
В СМИ о миллиардерах часто пишут в позитивном тоне. Главу обанкротившейся криптобиржи FTX Сэма Бэнкмана-Фрида, обвиняемого в мошенничестве, называли «честным и скромным» предпринимателем, который просто «взял на себя слишком много». Нередко вспоминают и о значительных пожертвованиях от богачей. Один из самых наглядных и известных примеров — семейный фонд основателя Microsoft Билла Гейтса и его бывшей жены Мелинды, с 2000 года направляющий сотни миллионов долларов на нужды многочисленных научных, медицинских и образовательных инициатив.
Однако многие при этом замечают, что состоятельные бизнесмены и топ-менеджеры тратят на благотворительность и общественные инициативы недостаточно. Экономисты считают, что выплачиваемые им в качестве вознаграждения средства можно было бы расходовать на решение важнейших проблем человечества и бедных стран. В то же время существует и еще одна альтернативная точка зрения. Согласно ей, эти средства и так могут служить благим целям, поскольку облагаются налогами, зачастую еще и по более высоким ставкам по сравнению с доходами обычных людей.
«50% налогов от 10% доходов ультрабогатых людей принесет около $1,2 трлн, которые могут быть использованы в решении различных всемирных проблем (как спасение тропических лесов Амазонки, очистка океанов, медицинское обслуживание беднейших стран мира и т. д.)», — отмечает профессор City, University of London Фотис Лисандру.