Владельцы независимых АЗС Туркестанской области жалуются на дефицит дизтоплива

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News

Независимые автозаправочные станции (АЗС) Туркестанской области столкнулись с нехваткой дизельного топлива, сообщил «Курсиву» директор ассоциации предпринимателей «Ынтымак» Бахытжан Колдасов.

«Дефицит. На заправках-то есть, но не на всех. Те предприниматели, которые дают заявку (в компанию Petrosun. – «Курсив») на получение 150–200 тонн дизтоплива, им до сих пор выдают по 30–50 тонн всего лишь. Это на целый месяц. То есть дефицит дизтоплива, который у нас присутствовал, до сих пор идет. Даже в январе», – сказал он «Курсиву».

По его словам, текущая ситуация отличается от обычной в январе-феврале, когда, как правило, на рынке избыток дизтоплива.

«Обычно в январе-феврале раздолье по дизельному топливу. Наоборот, завод говорил: берите. Если мы просили Аи-92 зимой, то они нам сверху давали дизтопливо, чтобы завод не останавливался. А в этом году все наоборот происходит», – сказал Колдасов.

В ассоциацию входят владельцы более ста АЗС Туркестанской области. Еще около 150 АЗС, по его оценкам, представляют крупные сети АЗС QazaqOil, GazEnergy, «Гелиос» и «Газпромнефть», у которых, заверяет он, таких проблем с дизтопливом нет. Всего в регионе работает около 400 АЗС по сравнению с 600, которые действовали два года назад. Многим АЗС, по его словам, пришлось закрыться.

Владельцы независимых АЗС, отметил Колдасов, приобретают дизтопливо у компании Petrosun, принадлежащей на паритетных условиях китайской CNPC и «КазМунайГазу». Получить комментарий компании к моменту публикации статьи не удалось. В июне 2022 года Petrosun сообщила, что поставляет сельхозтоваропроизводителям до 30% дизтоплива, на нужды «КТЖ – Грузовые перевозки» – до 14%, на нужды сетей АЗС, работающих в двух и более областях, – 21%, на биржевых торгах продается 10% дизтоплива, крупным промышленным потребителям – 4%. Остальным участникам рынка продается 21% оставшегося дизтоплива.

Тогда в компании объясняли отказы в полном удовлетворении запросов АЗС ограниченными объемами имеющегося топлива. В частности, в апреле-мае потребители хотели купить 980,5 тыс. тонн дизтоплива, в то время как на НПЗ в аналогичном периоде для компании было выпущено 573,1 тыс. тонн дизтоплива. Компания имела договоры на куплю-продажу нефтепродуктов с более чем 2 тыс. контрагентов.

Колдасов считает, что сложившая на юге ситуация имеет искусственные причины. «Завтра на юге уже начнутся потихоньку весенне-полевые работы, и будут говорить, что дефицит дизтоплива связан с весенне-полевыми работами. Это обязательно. Потом они скажут, что наступила весна, все большегрузные автомобили вышли на трассу, и опять транзитный автотранспорт у нас забирает все дизельное топливо. Вот они опять это скажут. Это как пить дать. Значит, там есть заинтересованные люди, чтобы этот дизель уходил на экспорт», – сказал он.

Казахстан продлил запрет на вывоз дизтоплива и бензина автотранспортом еще на полгода.
«Они (Минэнерго. – «Курсив») нам объясняют, что именно транзитный транспорт забирает весь дизель. Сейчас январь, грузовых фур на трассе нет, а дефицит дизельного топлива до сих пор присутствует, – считает Колдасов.

По его словам, дизтопливо может вывозиться за пределы Казахстана под видом печного топлива. Этому способствуют более высокие цены на дизель в Узбекистане и Кыргызстане. «У нас внутренняя цена – 270 тенге (за литр. – «Курсив») на заправке, а в Ташкенте оно (дизтопливо. – «Курсив») стоит оптом 400 тенге (за литр. – «Курсив»), поэтому очень выгодно экспортировать туда. Та же самая цена складывается в Кыргызстане и России», – говорит он.

Официально власти неоднократно обвиняли в дефиците дизтоплива в республике иностранный автотранспорт, который следует через Казахстан транзитом. По оценкам Колдасова, 70–80% большегрузных машин пока стоят на приколе. Он связывает этом с тем, что фуры используют обычное дизтопливо, которое замерзает при минус 15С. За последнюю неделю в соседнем Узбекистане температура опускалась до минус 30С.

Ассоциация подготовила открытое обращение к правительству с предложением перейти к «рыночному ценообразованию» на нефтепродукты. Это связано с тем, что компании, специализирующиеся на торговле автотопливом, из-за отсутствия требуемых рынком объемов лимитируют его отпуск АЗС.

Однако Колдасов затруднился сказать, к какому росту цен может привести такая мера. «Это уже рынок покажет (до какого уровня вырастут цены на ГСМ в случае их либерализации. – «Курсив»)», – сказал он, признавая при этом, что рост стоимости автотоплива отразится на стоимости других товаров и услуг.

В самом обращении предлагается снизить разницу в ценах на дизтопливо между Казахстаном и соседними странами. В противном случае, полагают в ассоциации, при текущем росте потребления и сохранении предельных розничных цен на ГСМ Казахстану придется импортировать около 700–800 тыс. тонн дизтоплива и 280 тыс. тонн бензина из России.

Вместе с тем Колдасов сообщил, что это уже не первое обращение ассоциации в правительство и администрацию президента. Предыдущие обращения не привели к ожидаемому предпринимателями эффекту.

Читайте также