Новости

«Газпром» может начать поставки в Китай через Казахстан

Российская компания «Газпром» может задействовать магистральный газопровод «Средняя Азия —Центр» в обратном направлении для поставок газа через Казахстан в Узбекистан и далее в Китай, сообщает «Коммерсант».

По мнению Марии Беловой из «Выгон Консалтинг», конечной целью реверса трубопровода «Средняя Азия — Центр» являются не поставки на рынки Узбекистана и Казахстана, а возможность нарастить экспорт российского газа в Китай либо напрямую, либо с помощью свопа, отмечается в публикации.

С этой точкой зрения согласен и независимый эксперт Александр Собко. По его словам, если «Газпром» начнет поставлять больше газа в Узбекистан, то республика сможет экспортировать больше газа в Китай.

Представитель Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев считает, что выделение одной из ниток системы «Средняя Азия — Центр» под реверсные поставки из России в Казахстан и Узбекистан позволит загрузить маршрут, который сейчас используется лишь на 30%, и увеличить поставки в направлении юга Казахстана и Ферганской долины — крупных центров потребления газа в Средней Азии. По его оценке, на начальном этапе речь может идти о поставках до 6–7 млрд кубометров ежегодно. «Газпром», со своей стороны, сможет перенаправить в Казахстан и Узбекистан газ, ранее поставлявшийся по газопроводу «Союз» в страны ЕС через Украину – эти поставки приостановлены после отказа Украины принимать газ через газоизмерительную станцию «Сохрановка», на границе России и Украины.

«Газпром» подписал 24 января дорожную карту по сотрудничеству в газовой отрасли с Министерством энергетики Узбекистана. Как уточнили в Минэнерго Узбекистана, стороны пока не утвердили условия поставки российского газа в республику, согласовав лишь технические работы для начала поставок. Рабочая группа должна завершить все технические работы, после чего будут обсуждены основные условия поставки природного газа из России.

В Минэнерго Узбекистана также отметили, что поставки российского газа в республику будут осуществляться при полном сохранении права собственности на существующую газотранспортную систему Узбекистана, исключив возможность ее предоставления кому-либо.