Десятки миллиардов дополнительных долларов от операций с российской нефтью получат перевозчики и переработчики за пределами РФ на фоне запрета экспорта топлива в Евросоюз и страны G7, а также установления ценового потолка в $60 за баррель, сообщает Reuters.
Большинство выигравших от санкций судоходных и нефтеперерабатывающих компаний базируются в Китае, Индии, Греции и Объединенных Арабских Эмиратах, сообщили источники агентства в торговых и банковских кругах. При этом некоторые из этих компаний частично принадлежат российским владельцам.
По мнению трейдеров и банкиров, эти операции не нарушают западные санкции в отношении РФ, но позволяют заработать на них. Стоимость нефти с начала войны в Украине сильно колебалась. До 24 февраля прошлого года она торговалась по $65–85 за баррель марки Brent, достигнув в марте максимума в $137 за баррель, после чего начала дешеветь. Пятого декабря страны ЕС, G7 и Австралия установили ценовой потолок на российскую морскую нефть в $60 за баррель, в то время как стоимость Brent составляла более $80 за баррель. Министерство финансов РФ отчиталось о снижении в январе доходов от экспорта нефти на 40% по сравнению с первым месяцем 2022 года.
«Судя по таможенной статистике, часть выгоды получили нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Китае, но основными бенефициарами должны быть грузоотправители нефти, посредники и российские нефтяные компании», – считает бывший руководитель отдела стратегии компании «Газпромнефть» Сергей Вакуленко, покинувший РФ через несколько дней после начала войны.
На фоне санкций Россия перенаправила большую часть сырой нефти и нефтепродуктов в Азию, предложив покупателям в Китае и Индии большие скидки. Также РФ пришлось платить за транспортировку сырой нефти, поскольку у нее было недостаточно танкеров для перевозки всего своего экспорта морским путем.
По состоянию на конец января российские нефтяные компании предлагали скидки на сырую нефть в размере $15–20 за баррель покупателям в Индии и Китае, сообщает агентство со ссылкой на трейдеров. Кроме того, российские поставщики платили по $15–20 за баррель за доставку российской нефти в эти страны.
В результате, по данным Минфина РФ, российские компании получили в портах РФ только $49,48 за баррель Urals, что на 42% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет всего 60% от цены на нефть марки Brent. Для сравнения, американский экспортер нефти марки Mars – сорта, аналогичного Urals, – заплатил бы около $5–7 за баррель за доставку груза в Индию. Учитывая скидку в $1,6 за баррель по сравнению с американским эталоном WTI, американский экспортер получил бы около $66 за баррель в американском порту, или 90% от базовой цены.
При добыче 10,7 млн баррелей в сутки в 2022 году и экспорте сырой нефти и нефтепродуктов в 7 млн баррелей в сутки скидка и дополнительные расходы приведут к падению доходов производителей на десятки миллиардов долларов в 2023 году.
Глава международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль заявил, что ограничение цен снизило доходы России от экспорта нефти только за январь на $8 млрд. Вместе с тем, отмечает информагентство, поскольку часть недополученных доходов приходится на российские фирмы, то точный удар по доходам российских производителей и государства в целом трудно оценить количественно. В условиях снижения доходов от экспорта российские нефтяные компании переносят переработку в страны, где налоги ниже, чем в РФ.
В частности, «Роснефть» владеет 49,13% в индийской компании Nayara Energy Limited, которой принадлежат порт, терминал (мощность 58 млн тонн нефти в год) и второй по мощности индийский НПЗ в городе Вадинаре (20 млн тонн в год), а также национальная сеть из более чем 6 тыс. автозаправок. По словам главы компании Игоря Сечина, «Роснефть» будет поставлять туда нефть в максимально возможных объемах. Еще одним осложнением для детальной оценки влияния санкций, полагают в агентстве, является то, что некоторые российские сорта нефти, включая тихоокеанский сорт ВСТО, также стоят дороже, чем Urals.