Инфляция погрузила казахстанцев в потребительскую неуверенность
В январе индекс потребительской уверенности жителей Казахстана опустился ниже «ватерлинии» в сто пунктов, до пессимистичных значений. Люди с растущим скепсисом оценивают собственные перспективы и будущее национальной экономики, а высокая инфляция и безработица становятся все более привычными. Подробнее – в ежемесячном исследовании макроэкономических индексов от Kursiv Research.
Ниже ста
Первый в новом году телефонный опрос Центра социологических исследований издания «Курсив» охватил 3 613 совершеннолетних респондентов из всех регионов Казахстана. По его итогам центральный исследуемый показатель – индекс потребительской уверенности (CCI) – снизился на 1,7 процентного пункта, составив по итогам января 99,8. Индикатор опустился ниже отметки в сто пунктов, что сигнализирует о преобладании негативных оценок экономической жизни и ее перспектив.
Перемещение CCI в пессимистичную зону стало результатом снижения этого показателя в ноябре (–3,4 пункта), декабре (–0,2 пункта) и январе (–1,7 пункта). Январское падение индикатора связано прежде всего с ростом негативных оценок будущего – субиндекс потребительских ожиданий упал на 3,8 пункта. Субиндекс текущего состояния тоже снизился, но всего на 0,3 пункта. В январе снизились все частные индексы, кроме индекса произошедших изменений экономической ситуации в Республике Казахстан, увеличение которого на 0,1 пункта крайне незначительно.
В январе индекс потребительской уверенности женщин сместился в пессимистичную зону (98), тогда как мужчины остались в оптимистичной (101,7). Среди возрастных групп все так же: молодежь наиболее оптимистична, а люди старше 60 лет демонстрируют самые пессимистичные настроения. Однако за последний месяц респонденты старшего возраста стали чуть увереннее: значение индекса выросло на 1,3 пункта. При этом продолжает расти пессимизм самых малообеспеченных граждан: c декабря CCI среди жителей с доходами менее 60 тыс. тенге в месяц потерял еще 4,1 пункта.
В каждом регионе Казахстана своя динамика. Наибольший рост индекса потребительской уверенности по итогам января отмечен в Актюбинской области (+11 пунктов), а максимальное падение – в Улытауской области (–9,8 пункта). В абсолютных цифрах самое высокое значение CCI по-прежнему фиксируется в Атырауской области (113), самое низкое – в Восточно-Казахстанской области (88,9).
Индекс потребительской уверенности продолжает снижаться прежде всего из-за финансовых трудностей жителей Казахстана (24,3%), а также в связи с инфляцией, ростом цен и тарифов (13,3%). Эти социально-экономические проблемы оказывают решающее влияние на текущую оценку материального положения, констатируют аналитики Kursiv Research.
Инфляция налицо
В январе большинство респондентов по-прежнему констатировали, что цены растут очень сильно (62,2%). Женщины по-прежнему чаще выбирают этот показатель, чем мужчины. Подорожание товаров и услуг также чаще замечают малообеспеченные граждане и пенсионеры. Кроме них высокий рост цен в начале года зафиксировали и большинство респондентов среднего возраста (от 30 до 44 лет) – 67,3%. В региональном разрезе рост цен оказался наиболее заметен жителям Акмолинской области.
Отмечается высокий рост цен и по итогам последнего года (73,3%). Самым заметным стало подорожание продуктов первой необходимости. Наиболее остро годовая инфляция ощущалась в Астане, чрезвычайный рост цен по итогам 12 месяцев там отметили 84% респондентов.
Во всех регионах Казахстана респонденты констатируют рост цен на мясо и птицу, хлеб и хлебобулочные изделия, сахар и соль. Среди особо подорожавших за год товаров респонденты также называют молоко и молочные продукты.
Привычка к плохому
Вместе с тем ожидания роста цен в следующем месяце сместились в сторону умеренного сценария. Доля тех, кто считает, что цены вырастут очень сильно, сократилась на 12,7% (18,4%). Напротив, тех, кто считает, что цены будут расти умеренно, стало на 3,8% больше (36%). В январе умеренный сценарий роста цен выбирали как женщины, так и мужчины.
Среди возрастных групп пессимизм наиболее распространен среди респондентов среднего возраста (35–44). Ожидаемо чаще пессимистичный сценарий выбирают те, кому денег хватает только на продукты питания. Среди регионов пессимистичные ожидания наиболее характерны для Актюбинской области.
Жители стали чаще выбирать умеренный сценарий роста цен (будут расти так же, как обычно) и в течение ближайшего года (+2,7 пункта). Такая оценка преобладает во всех регионах Казахстана. Однако на фоне падения CCI в части потребительских ожиданий увеличение числа сторонников умеренного сценария роста цен кажется не столько повышением оптимизма, сколько привыканием к высоким темпам инфляции.
За уровень, относительно которого респонденты строят свои прогнозы, принимается инфляция в предыдущий месяц. По данным Нацбанка РК, годовая инфляция в декабре 2022 года составила 20,3%, таким образом, квантифицированные инфляционные ожидания в январе на ближайший год составили 19,3%.
Что будет с долларом
Оценки перспектив доллара остаются приблизительно в тех же значениях: почти половина респондентов (49,8%) ожидают роста американской валюты по итогам ближайшего года, 19,6% не предполагают сколько-нибудь значимого изменения курсов, а 9,4% считают, что подорожает тенге. Спрогнозировать курс доллара по-прежнему затрудняется каждый пятый житель Казахстана.
Прослеживается зависимость между возрастом респондентов и их оценкой перспектив доллара: молодежи (18–29 лет) наиболее свойственны повышательные ожидания (59,2%), тогда как люди старше 60 лет меньше всех верят в американскую валюту (30,5%). Ожидания относительно валютных курсов также находятся в прямой зависимости от уровня дохода респондентов: чем состоятельнее участник опроса, тем чаще он высказывается в пользу роста доллара по итогам года. Больше всех в доллар верят молодые и богатые, меньше всех – пожилые и бедные. Из регионов повышательные ожидания наиболее отчетливо выражены в Астане (58,7%), а наименее всего – в Северо-Казахстанской области (39,0%).
Больше – меньше
Индекс ожидания безработицы рассчитывается как разница между долями ответивших «В ближайшие 12 месяцев безработных будет меньше» и «В ближайшие 12 месяцев безработных будет больше». Он находится в обратной зависимости от уровня страха безработицы в обществе: рост индекса говорит о снижении тревожных ожиданий, уменьшение показателя, наоборот, свидетельствует об актуализации проблемы занятости.
В январе индекс ожидания безработицы повысился на 1,9 пункта, но страх безработицы в обществе все еще силен (79,6). Незначительное повышение индекса может говорить не только о снижении тревоги, но и о том, что респонденты привыкли к большому числу безработных и, выбирая ответ «Будет столько же», подразумевают более высокий уровень безработицы, чем раньше.
Больше всего безработицы опасаются в Западно-Казахстанской области, увеличения числа незанятых по итогам года там ожидают 48,6% респондентов, меньше всего – в Павлодарской области (29,7%). Среди возрастных групп страх безработицы незначительно усилился у молодежи (+1,1 пункта). Предсказуемо меньше всего безработицы опасаются самые состоятельные респонденты с доходом свыше 300 тыс. тенге в месяц.
Мнения не изменились
Индекс кредитного оптимизма и индекс депозитного оптимизма – это индикаторы, которые отражают готовность жителей в настоящий момент брать кредиты или делать банковские вклады. По итогам января оба показателя остались в пределах прежних значений.
Индекс кредитного оптимизма за месяц снизился, но лишь на 0,1 пункта, до 30,5. Наиболее высокий показатель зафиксирован в Мангистауской области (36,8), наиболее низкий – в Восточно-
Казахстанской области (23,6).
Индекс депозитного оптимизма незначительно вырос – на 1,2 пункта, до 41,6. Наиболее оптимистичное восприятие свойственно молодежи, а также респондентам, которые без труда могут приобретать вещи длительного пользования, за исключением действительно дорогостоящих вещей. Самый высокий показатель индекса зафиксирован в Северо-Казахстанской области (54,9), самый низкий – в Кызылординской области (42,2).
Растущая неуверенность
Снижение индекса потребительской уверенности наметилось в конце минувшего года. В январе число негативных оценок превысило число позитивных и под грузом экономических проблем этот показатель перешел в пессимистичную зону. Респонденты стали хуже оценивать собственные финансовые перспективы, а также будущее казахстанской экономики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Фиксируется незначительное снижение инфляционных ожиданий и страха безработицы, однако такое изменение скорее связано с тем, что люди все больше привыкают к этим негативным явлениям. Под давлением финансовых проблем и инфляции в отсутствие новых поводов для оптимизма эрозия рейтингов может продолжиться, а нарастающий в обществе пессимизм будет оказывать все большее влияние на экономическую жизнь в республике. Kursiv Research продолжит держать руку на пульсе ключевых макроэкономических индексов Казахстана в своих ежемесячных исследованиях.
Материал подготовлен Центром социологических исследований Kursiv Research