Ресурсы | Газета Курсив №05

Какое будущее ждет энергетическую отрасль Центральной Азии

Shutterstock

На какие источники энергии страны Централь­ной Азии «сделают ставку» в будущем? Сколько нужно вложить денег в модернизацию энергосистем каждой республики? Чтобы сориентировать инвес­торов и правительства по этим вопросам, Азиатский банк развития (АБР) дал свои прогнозы, как может измениться энергетическая отрасль региона до 2030 года.

Авторы доклада описали возможное энергетическое будущее десяти из одиннадцати стран Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Редакция «Курсива» отобрала два вида данных (источники первичной энергии и инвестиции) по пяти республикам, которые у нас принято относить к Центральной Азии, – Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану.

В своих прогнозах исследователи исходят из того, что население и экономики стран Центральной Азии будут расти. Это неизбежно приведет к увеличению спроса на энергию. Государствам в то же время нужно будет выполнять свои «зеленые» обязательства, направленные на сокращение выбросов.

Какие первичные источники энергии будут доминировать, а какие станут менее востребованными; какие инвестиции потребуются для энергетической инфраструктуры республик – по этим вопросам для каждой страны исследователи написали по три сценария развития.

Название первого – «Сценарий инерционного развития» – говорит само за себя. Он предполагает, что никаких серьезных изменений в энергетических системах, в государственных решениях, которые касаются энергетики, не произойдет. Это приведет к значительным выбросам углерода.

Сценарий «Обязательства правительств» учитывает усилия, которые государства обещали направить на борьбу с изменением климата. Это должно привести к умеренным модификациям в структуре производства энергии и повышении энергоэффективности.

Сценарий «Зеленого роста» предполагает серьезное «прокачивание» зеленой повестки – усиление процессов, направленных на создание устойчивой энергетической системы. Сценарий также подразумевает ускорение экономического роста, повышение энергоэффективности и сокращение углеродного следа.

Но какой бы из трех сценариев ни реализовался в ближайшие годы, у каждой из республик останется тот же доминирующий источник первичной энергии (не переработанной). К примеру, сидящий на газовой трубе Туркменистан продолжит на ней сидеть даже при сценарии «зеленого роста». В 2025 году природный газ в структуре первичной энергии может, по прогнозам, составить 81%, а в 2030-м его доля даже увеличится – до 83%.

Изношенность энергетической инфраструктуры – это еще один факт, который «объединяет» пять республик. Они унаследовали энергетическую систему от Советского Союза. Как отмечают аналитики, это, с одной стороны, является плюсом для стран, так как у них есть высокий доступ к электроэнергии и природному газу за счет развитой инфраструктуры передачи и распределения, построенной в советский период. Но эта инфраструктура «одряхлела» за десятилетия, что приводит к дополнительным финансовым затратам из-за высоких уровней потерь энергии при передаче. Энергетические системы всех республик требуют модернизации и значительного повышения энергоэффективности.