Как изменились рыночные доли банков Казахстана по итогам 2022 года
В минувшем году российские «дочки» уступили банкам с казахстанской акционерной пропиской солидный ломоть рыночного пирога. «Курсив» измерил просадку долей подсанкционных фининститутов в ключевых сегментах бизнеса и выяснил, кому из местных игроков посчастливилось заполнить освободившиеся ниши.
Если на старте 2022 года дочерние Сбер, Альфа и ВТБ сообща контролировали 15% активов банковского сектора Казахстана, то по итогам года их общая доля в активах (уже без Альфы, поглощенной БЦК, и с Bereke вместо Сбера) сократилась до 4,2%. Таким образом, только за счет санкций было перераспределено в пользу конкурентов свыше 10% рыночного пирога. Но эти доли нужно было еще суметь заполучить.
Четырем игрокам (Forte, Jusan, Нурбанк и Хоум Кредит) укрупниться в этих условиях не удалось совсем: наоборот, их доли в активах по итогам года уменьшились, при этом наибольшее снижение допустил Jusan (–0,55 п. п.). Утрата части доли далеко не всегда означает снижение портфеля, но всегда свидетельствует о низких темпах его прироста по сравнению с конкурентами. Например, у Jusan активы за год увеличились на 9%, что вдвое ниже средней динамики всего сектора (+18,4%).
Самый крупный банк страны показал второй результат в секторе по приросту активов в абсолютном выражении (+2,2 трлн тенге). Для сравнения: годовой прирост Халыка сравним с размером всего портфеля активов Евразийского банка (2,4 трлн тенге на 1 января 2023 года), с которым Евразийский находится на седьмом месте в ренкинге крупнейших БВУ. Но по относительной динамике были игроки, которые росли значительно быстрее Халыка. Как следствие, доля Халыка в активах увеличилась достаточно скромно (+0,2 п. п.) и достигла 31,1%.
В когорту самых быстрорастущих можно включить пятерку игроков, чьи доли в активах выросли более чем на 1 п. п. Явным лидером этой гонки стал БЦК (+4,3 п. п.). В прошлом году банк запомнился не только стремительным ростом всех ключевых показателей, но и заменой председателя правления на самом гребне волны позитивных перемен. Помимо БЦК заметного увеличения рыночного веса добились Kaspi (+1,8 п. п.), Freedom Bank (+1,8 п. п.), Евразийский (+1,5 п. п.) и Bank RBK (+1,1 п. п.).
На кредитном рынке доля трех подсанкционных игроков сократилась с 15,9 до 5,9%, или на 10 п. п.
В переделе этой части пирога не поучаствовали четыре банка, чьи доли тоже уменьшились.
В этот квартет вошли Jusan (–0,5 п. п.), Нурбанк (–0,1 п. п.), Хоум Кредит (–0,1 п. п.) и Алтын (–0,02 п. п.). Все они нарастили ссудник, но темпы прироста (от 12% у Jusan до 22,5% у Алтына) оказались недостаточными для того, чтобы хотя бы удержать долю на уровне начала 2022 года. В среднем по сектору рост кредитного портфеля в прошлом году составил 24,2%.
Главными выгодоприобретателями передела стали Халык и БЦК, чьи доли в совокупном ссуднике выросли на 2,46 и 2,42 п. п. соответственно. В прошлом году Халык преодолел символический рубеж в одну треть рынка и на начало 2023 года контролировал 33,6% кредитного портфеля сектора, еще дальше оторвавшись от конкурентов. Что касается БЦК, то его доля возросла до 8,7%.
Три банка (государственный Отбасы, Freedom и Евразийский) добились увеличения доли более чем на 1 п. п. Доли Forte и Kaspi подросли на 0,85 и 0,8 п. п. соответственно.
В своем фондировании Сбер, Альфа и ВТБ больше опирались на корпоративных клиентов, поэтому контролируемая ими доля рынка розничных вкладов была относительно невелика. За 2022 год она рухнула с 10 до 1,3%, или на 8,6 п. п. Халык в этом сегменте (который, пожалуй, является единственным, где не наблюдается явное доминирование одного игрока) не преуспел: несмотря на третий результат по абсолютному приросту, его доля снизилась на 1,8 п. п.
(до 30,4%). Jusan оказался единственным неподсанкционным игроком, допустившим чистый отток средств физлиц (–27 млрд тенге за год), что привело к сокращению его доли на 1,2 п. п. В Нурбанке портфель фактически стагнировал (+7 млрд тенге), в результате его доля уменьшилась на 0,2 п. п. и опустилась ниже 1% от общего объема банковских вкладов населения.
Лидерами 2022 года по притокам средств физлиц стали Kaspi и БЦК, добившиеся почти одинакового номинального прироста в размере 1,1 трлн тенге. При этом в относительном выражении портфель БЦК увеличился на 144%, а Kaspi – на 43,6%. В результате доля БЦК на рынке розничных вкладов подросла сразу на 5,4 п. п. (до 11,2%), а доля Kaspi – на 2,7 п. п. (до 21,9%). Помимо двух лидеров заметного прогресса в привлечении денег населения достигли Freedom и Евразийский, нарастившие свои доли на 1,55 и 1,48 п. п. соответственно.
На рынке корпоративных вкладов Сбер, Альфа и ВТБ год назад контролировали 18,5% совокупного портфеля, а по итогам года эта доля упала до 6,1% (–12,4 п. п).
Не удержали свои доли также Jusan (–0,74 п. п.), Forte (–0,45 п. п.), (–0,29 п. п.) и Сити (–0,04 п. п.).
Среди них Нурбанк оказался единственным, где помимо удельного веса просел и сам портфель (–13 млрд тенге за год). Чистые оттоки средств юрлиц произошли также в обеих китайских «дочках» (Bank of China и ICBC) на общую сумму 101 млрд тенге. В результате объединенная доля шести небольших игроков (см. инфографику) сократилась за год на 1,3 п. п.
На этом фоне предпочтения бизнес-клиентов сместились в пользу пяти банков. В абсолютном выражении максимальных нетто-притоков добился Халык (+1,1 трлн тенге), что позволило ему нарастить рыночную долю на 3,1 п. п. (до 35,5%, то есть более трети рынка, как и в случае с кредитами). Портфель БЦК прирос на 742 млрд тенге, что обеспечило ему самое быстрое увеличение доли (+4,4 п. п.).
При этом помимо Халыка в секторе нет ни одного банка, чья доля в совокупных средствах юрлиц превышала бы 10%. По размеру портфеля Халык превосходит ближайшего конкурента в лице БЦК ровно в 4 раза (5,2 трлн против 1,3 трлн тенге).
Заметно нарастил свою долю на рынке корпоративных вкладов Bank RBK (+2,8 п. п.). По объему портфеля этот банк за год поднялся с девятого на шестое место в секторе. Также можно выделить приличную динамику Евразийского (+1,9 п. п.) и Freedom (+1,4 п. п.). По итогам года Евразийский контролировал 7% рынка (пятое место в секторе). Что касается Freedom, то его рыночная доля пока невелика (1,9% на конец года).
В общей прибыли сектора за 2021 год (1,3 трлн тенге) доля Сбера, Альфы и ВТБ составила 13,2%, главным образом за счет усилий Сбера. В 2022 году деятельность Bereke (правопреемник Сбера) и ВТБ оказалась убыточной. Без учета убыточных банков сектор в минувшем году заработал 1,64 трлн тенге, улучшив предыдущий финансовый результат на 27,1%. При этом распределение общей прибыли, несмотря на сохраняющееся большое превосходство Халыка и Kaspi, стало более равномерным.
Халык и Kaspi в минувшем году нарастили прибыль на 14,3 и 12,3% соответственно, однако ряд игроков, ранее не отличавшихся высокими доходами, в 2022 году продемонстрировали трехзначные темпы роста и сократили отставание от двух главных зарабатывающих единиц. Например, чистая прибыль БЦК в годовом выражении возросла на 673%, Евразийского – на 549%, Jusan – на 226% (подробнее см. материал «В деньгах как в шелках» в № 45 от 17.11.2022). Опережающий рост конкурентов привел к тому, что доли Халыка и Kaspi в совокупной прибыли сектора уменьшились на 3,7 и 2,9 п. п. соответственно. Также просел по доле Хоум Кредит
(–1,5 п. п.), чья прибыль в прошлом году сократилась вдвое.
Среди игроков, нарастивших удельный вес, наибольшего прогресса добились четыре банка: вышеупомянутые БЦК (+7,4 п. п.), Евразийский (+4,1 п. п.), Jusan (+3,1 п. п.), а также Сити (+2,2 п. п.). Впрочем, даже такой взрывной рост чистого дохода, что удался БЦК благодаря удачной сделке по приобретению Альфы, не позволил ему достичь отметки в 10% от общей прибыли сектора, что лишний раз подчеркивает его низкую базу предыдущего года. Доля БЦК в совокупной прибыли за 2022 год составила 8,85%, и это является третьим результатом в секторе. Для сравнения: по итогам 2021 года третье место по прибыли занимал Сбербанк, но его доля на тот момент равнялась 10,1%.