Закон в сфере распространения информации решили написать с чистого листа. Этому есть две причины. Действующий закон «О СМИ» не учитывает существования так называемых новых медиа, которые могут выдавать недостоверные данные и новую геополитическую ситуацию, при которой государству нужно укреплять информационный суверенитет.
До вчерашнего дня, 22 февраля 2023 года, длилось публичное обсуждение законопроекта «О масс-медиа» (здесь и далее в цитатах сохранено написание слова в редакции законопроекта. – «Курсив»). В концепции к проекту разработчик документа – Министерство информации и общественного развития (МИОР) – выделял два момента, которые подтолкнули правительство к созданию абсолютно нового закона.
«Геополитическая ситуация в мире обозначила ключевую значимость масс-медиа в формировании информационной безопасности и распространении достоверных сведений. Насыщение медийного пространства огромным количеством данных и появление новых медиа в конечном счете создает ситуацию, в которой трудно провести различие между проверенной информацией и фейками, в распространении которых значительную роль играют субъекты т.н. новых медиа», – указано в концепции.
Кроме того, власти озаботились укреплением информационного суверенитета.
«Главенствующую роль в данном процессе должны сыграть конкурентоспособные и свободные средства массовой информации, которые сформируют сильное и резистентное национальное информационное пространство в глобальном медиа-поле», – говорится в концепции.
Больше чем СМИ
В законопроекте появилась дефиниция массмедиа, содержание которого выходит за рамки традиционного понимания СМИ. Под массмедиа, кроме традиционных журналистских «изделий», попали интернет-ресурсы, а также сама «деятельность по формированию и распространению теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций для публичного приема потребителем в открытом или кодированном виде». Фактически под это определение можно подвести любого создателя контента, который распространяет его (контент) через современные каналы коммуникаций (мессенджеры, соцсети, сайты). Под понятие продукции массмедиа также подвели практически неограниченный спектр информации – все, что размещают на интернет-ресурсах.
Также новый законопроект учитывает современные тренды в области телерадиовещания, которое переместилось в интернет-среду и стало более доступным для потребителя.
Чтобы в этих условиях защитить национальное информационное пространство, государство собирается регулировать деятельность аудиовизуальных платформ, операторов IPTV-сервисов и операторов OTT-формата в Казахстане, придав им статус «платформ потокового телерадиовещания».
«В рамках нового закона внедрят обязательство в отношении платформ потокового телерадиовещания открывать представительства на территории Казахстана и не распространять иностранные теле-, радиоканалы, не поставленные на учет в уполномоченном органе», – обещают разработчики законопроекта.
Кроме того, чтобы определять предпочтения зрительской аудитории в населенных пунктах, где живут менее 100 тыс. человек, государство будет субсидировать медиазамеры в данных населенных пунктах.
В целом новый законопроект «перепахивает» действующее законодательство в области телерадиовещания. Именно поэтому после вступления в силу нового документа действующий закон «О телерадиовещании» утратит силу.
Повышенный статус
Разработчики нового закона установили, что журналистика играет значимую роль в жизни государства.
«Минувшие события, связанные с началом пандемии коронавируса, январскими событиями, а также в целом анализ правоприменительной практики реализации текущего правового положения журналиста показали, насколько велика роль деятельности журналиста, и высветили те препятствия, с которыми сталкиваются журналисты, добывающие и предоставляющие жизненно важную информацию», – подчеркивается в концепции к законопроекту.
Роль журналистов требует, чтобы их статус был повышен «посредством предоставления расширенных гарантий, связанных с осуществлением профессиональной деятельности». Для этого в законопроекте, к примеру, прописали новые нормы, как журналисты могут работать в особых условиях, то есть при введении режима ЧС социального, природного и техногенного характера, при пограничных вооруженных конфликтах, в зоне проведения антитеррористической операций, в районах ведения боевых действий и в военное время.
Допускаться к работе в особых условиях будут только журналисты, которые прошли специальную подготовку. Эти «курсы» будут согласовываться с МВД, Минобороны и другими госорганами. Если журналист работает в особых условиях, то перед публикацией он должен согласовывать свои материалы с должностными лицами.
Особый статус журналистов также хотят реализовать за счет выдачи пресс-карт, обладатели которых получат привилегии в аккредитации.
«Учитывая успешный опыт некоторых стран ЕС, Турции, реализовавших особый статус журналиста посредством выдачи пресс-карты, обладатели которой имеют привилегии в аккредитации, в новом законе предлагается использовать комплекс новелл по повышению статуса журналистов через предоставление расширенного спектра прав и привилегий, что позволит изменить формат взаимодействия средств массовой информации с государственными органами посредством перехода к более открытому и информативному диалогу», – говорится в концепции проекта закона «О масс-медиа».
Пресс-карту сможет получить человек, у которого есть трудовой или иной договор со СМИ, не менее трех лет работы в СМИ при наличии диплома о высшем образовании в соответствующей или смежной специальности или не менее пяти лет опыта при отсутствии диплома. Также у претендента на обладание пресс-картой не должно быть судимости.
Ряд экспертов назвали эту статью дискриминационной, потому что она, к примеру, не позволит начинающим журналистам освещать мероприятия, где требуется аккредитация.
Тем не менее разработчики документа обращают внимание, что все предлагаемые новшества будут коррелировать с основными принципами деятельности СМИ, такими как гарантия свободы слова, объективность, законность, достоверность и прозрачность, а также будут формировать комплекс исключительных прав журналистов, способствующих повышению его статуса.