В ценные бумаги каких частных казахстанских компаний предпочитает вкладываться ЕНПФ

Опубликовано
Редактор Kursiv Research
ЕНПФ
ЕНПФ / Аскар Ахметуллин

Детальный анализ сделок по бумагам Народного, Kaspi и Jusan показывает, что пенсионный фонд практически единолично забирал некоторые крупные выпуски облигаций казахстанских банков.

«Курсив» изучил статистику Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), чтобы выяснить, в ценные бумаги каких частных казахстанских компаний предпочитает вкладываться этот финансовый институт.

Почти половина портфеля пенсионного фонда приходится на государственные ценные бумаги – 7,1 трлн тенге, или 47,9% от всех активов. Следующим по популярности финансовым инструментом являются бумаги казахстанских компаний, текущая стоимость которых на начало февраля 2023 года составила 2,9 трлн тенге, или 19,6%. В эту категорию аналитики ЕНПФ относят бумаги как частных компаний, так и компаний квазигосударственного сектора. Соотношение – в пользу второго сектора: текущая стоимость бумаг зафиксировалась на отметке 1,9 трлн тенге. Почти в два раза меньше оценивается стоимость бумаг частных казахстанских компаний: около 967,4 млрд тенге.

ЕНПФ предпочитает банки

Анализ доступных данных позволяет сделать несколько наблюдений. В списке частных казахстанских компаний, в чьи бумаги инвестировал ЕНПФ, – 14 субъектов предпринимательства.

Финансисты фонда отдают предпочтение банкам, нежели предприятиям реального сектора (для полноты картины отметим, что последние практически не проявляют себя на местном фондовом рынке).

По текущей стоимости бумаг лидируют казахстанские банки, которые занимают первые восемь строчек. Перечислим их по убыванию текущей стоимости бумаг, которые находятся в портфеле ЕНПФ: Народный, Kaspi, Jusan, RBK, Forte, БЦК, Нурбанк и Евразийский. Финансовый сектор не ограничивается только лишь банками.

Микрофинансовая организация «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан» (ТФСК) является кэптивной компанией Toyota Motor Corp. (владелец – британская TOYOTA FINANCIAL SERVICES PLС) и специализируется на программах розничного кредитования на приобретение автомобилей брендов Toyota и Lexus.

Энергетика представлена лишь одной компанией, и это «СевКазЭнерго». В списке также четыре компании реального сектора: горно-металлургическая Fincraft Resources, сельскохозяйственный холдинг «Атамекен-Агро», кондитерская фабрика «Баян-Сулу» и крупнейшая в РК торговая сеть канцтоварами АBDI.

С момента покупки ценные бумаги десяти казахстанских компаний подорожали, у четырех, напротив, подешевели. Отрицательную динамику показали «Атамекен-Агро» (–92%), Fincraft Resources (–79%), АBDI (–70%) и ТФСК (–3%).

Пенсионный фонд предпочитает облигации другим ценным бумагам. Доля долговых бумаг в портфеле ЕНПФ (только в разрезе частных локальных компаний) составляет 98,8%. Остальное приходится на простые и привилегированные акции, а также на депозитарные расписки. Добавим, что одиннадцать компаний РК, чьи бумаги купил пенсионный фонд, контролируют богатейшие бизнесмены страны по версии казахстанского Forbes.

Старый добрый… Казахстан

Список возглавляет Народный банк, который контролируют Тимур и Динара Кулибаевы (оба занимают вторую позицию в Forbes-2022). Текущая стоимость ЦБ составляет 340,5 млрд тенге, что на 6% больше стоимости на момент покупки. В этом объеме на долю облигаций приходится 99,2%, простых акций – 0,7%, депозитарных расписок – 0,1%.

Крупнейшая сделка была заключена в 2015 году. Тогда Народный разместил на Казахстанской фондовой бирже (KASE) 17 млн десятилетних купонных облигаций с номинальной стоимостью одной бумаги в 10 тыс. тенге (ISIN-код бумаги KZ2C00003077).

Цель размещения в проспекте звучит стандартно: «Эмитент намерен диверсифицировать свои обязательства и направить деньги, полученные от размещения облигаций, на кредитование крупных предприятий реального сектора экономики РК, также на кредитование МСБ и розничного бизнеса». ЕНПФ приобретал эти облигации частями – было совершено пять сделок с февраля по июнь 2015 года. В совокупности стоимость на дату покупки составила почти 124,7 млрд тенге, или как минимум 73,3% от всего объема выпуска.

В других случаях ЕНПФ выступал практически единственным покупателем размещенных Народным банком облигаций. К примеру, в ноябре 2014 года финансовый институт выпустил 10 млн купонных облигаций с номинальной стоимостью одной бумаги в 10 тыс. тенге (объем выпуска – 100 млрд тенге; ISIN-код бумаги KZ2C00002855).

Объем этих облигаций, который забрал ЕНПФ, составил 94,6 млрд тенге (стоимость на дату покупки).

На второй позиции – Kaspi Bank. Текущая стоимость долговых бумаг, находящихся в портфеле ЕНПФ, составляет 185,8 млрд тенге, что выше цены на момент покупки на 4%.

Крупные сделки зафиксированы по облигациям с ISIN-кодом бумаги KZ2C00003309, которые прошли в середине 2015 года (около 59,1 млрд тенге). Добавим, что объем выпуска облигации KZ2C00003309 составил 60 млрд тенге, то есть ЕНПФ и в этом случае забрал практически весь этот выпуск. «Целью настоящего выпуска облигаций является увеличение базы фондирования банка. Деньги, полученные от размещения облигаций данного выпуска, планируется направить на активизацию деятельности банка и его филиалов в области кредитования корпоративного бизнеса, малого и среднего бизнеса, физических лиц, а также на расширение спектра предоставляемых услуг», – указано в проспекте.

Сейчас Kaspi Bank контролируют Вячеслав Ким (№4 в Forbes-2022) и Михаил Ломтадзе (№5 в Forbes-2022), а также фонд частных капиталовложений Baring Vostok. На момент вышеописанных сделок, согласно консолидированной отчетности Kaspi Group за 2015 год, в числе акционеров финансового института также числился Кайрат Сатыбалдыулы (тогда его доля составляла 9,98%). Он приходится первому президенту РК племянником (сын старшего брата), в сентябре 2022 года бизнесмена осудили на шесть лет за хищение средств нацкомпании «Казахтелеком».

Тройку замыкает First Heartland Jusan Bank (бывший Цеснабанк). Текущая стоимость облигаций, которые находятся в портфеле ЕНПФ, составляет 175,8 млрд тенге, и это больше на 7%, чем на момент покупки.

Самая крупная сделка была заключена по облигациям с ISIN-кодом KZ2C00003119. По этим облигациям в середине 2015 года были совершены две сделки, общая сумма которых достигла почти 38,3 млрд тенге. Объем этого выпуска, согласно данным KASE, тогда составил 60 млрд тенге (60 млн бумаг по номинальной стоимости в тысячу тенге). Другими словами, около 64% выпуска приобрел ЕНПФ. К сожалению, на сайте KASE не удалось найти проспект этого выпуска.

На момент сделки Цеснабанк контролировала семья Джаксыбековых. Но позже банк был продан из-за финансовых трудностей. Сейчас 78% First Heartland Jusan Bank контролирует First Heartland Securities и примерно 20% акций у Галымжана Есенова, бывшего зятя Ахметжана Есимова, некогда политического тяжеловеса.

Инвестиции мимо

Ценные бумаги четырех казахстанских компаний сейчас оценивают ниже стоимости, которая была на момент покупки (в случае ТФСК речь идет о незначительных колебаниях).

Лидером антирейтинга является сельскохозяйственный холдинг «Атамекен-Агро». ЕНПФ в марте 2014 года купил привилегированные акции этой компании на сумму 14,7 млрд тенге (ISIN-код KZ1P00000038). Сейчас стоимость бумаг оценивается в 2,2 млрд тенге (–92%). Добавим, что финансовые итоги за девять месяцев 2022 года у компании позитивные. Она показала прибыль на 7 млрд тенге. Удачными для агрокомпании выдались и предыдущие два года.

Финансистам ЕНПФ не повезло с бумагами Fincraft Resources. Стоимость привилегированных акций на дату покупки составляла 8,4 млрд тенге, текущая оценка – 1,8 млрд тенге (–79%). Горно-металлургический холдинг, который контролирует бизнесмен Кенес Ракишев (№9 в Forbes-2022), по итогам девяти месяцев минувшего года показал убыток на 953 млн тенге. Дела у компании были неважными, и в 2021 году убыток составил почти 4,4 млрд тенге. Годом ранее компания отразила прибыль на 420 млн тенге.

Стоимость облигаций торговой сети канцтоварами АBDI также сократилась – с 3,4 млрд тенге на момент покупки до 1 млрд тенге по текущей стоимости (–70%). На KASE указано, что бумаги этого эмитента в списках биржи сейчас отсутствуют. В открытом доступе есть финансовая отчетность компании за 2021 год. В ней компания отразила чис­тую прибыль на 129 млн тенге, а вот годом ранее зафиксировала убыток на 627 млн тенге.

Читайте также