Аналитик объяснил рост прибыли Forte Bank
Десятого апреля Forte Bank сообщил о годовых результатах, которые назвал рекордными. Выручка за 2022 год увеличилась на 34,8%, до 258,8 млрд тенге, чистая прибыль выросла на 53,1%, до 98,1 млрд тенге. С учетом прочих совокупных убытков, большая часть которых приходится на переоценку долговых инструментов, чистая прибыль уменьшилась бы до 66,1 млрд тенге, что на 4,9% больше аналогичного показателя прошлого года. Базовая и разводненная прибыль на простую акцию достигла 1,1 тенге против 0,7 тенге годом ранее, следует из отчетности компании.
Также за минувший год выросли активы кредитной организации – на 15%, до 2,8 трлн тенге, ссудный портфель – на 45,1%, до 1,17 трлн тенге. Эти же показатели по состоянию на 1 марта достигли 2,9 трлн тенге и 1,2 трлн тенге, соответственно. По словам генерального директора Damu Capital Management Мурата Кастаева, хорошие результаты обусловлены ростом активов.
«Прошлый год был удачным для ForteBank, хорошие показатели прибыльности достигнуты благодаря росту активов и кредитного портфеля. Также стоит отметить, что банк активно работал над цифровизацией бизнес-процессов и развитием своей экосистемы, включающей в себя интернет-платформу для бизнеса и платежную систему», – написал он в ответ на запрос «Курсива».
В Forte Bank на просьбу «Курсива» объяснить рекордные показатели не ответили. Однако, как следует из информации, предоставленной банком другим СМИ, большинство операций и сервисов для юридических лиц выведены в интернет-банкинг и мобильное приложение ForteBusiness. Также демонстрируется рост беззалоговых кредитов, выданных онлайн, сообщает компания: их доля выросла с 20% в 2021 году до 86% в прошлом году.
«На мой взгляд, банк постепенно сокращает свое отставание от лидеров рынка – Kaspi и Halyk, при этом растет сбалансированно и неагрессивно», – заметил Кастаев.
Между тем положительную динамику показывают и обязательства, которые выросли за минувший год на 13,85%, до 2,4 трлн тенге, а по состоянию на 1 марта достигли 2,57 трлн тенге. Собственный капитал за прошедший год увеличился на 23,8%, до 343,7 млрд тенге, на конец февраля вырос незначительно, до 344 млрд тенге.
Извлек выгоду из сложившейся геополитической ситуации
Председатель правления Forte Бекжан Пирматов, слова которого приводятся в СМИ, объясняет успешные результаты ростом числа клиентов в связи со сложившейся рыночной ситуацией.
«Работая последовательно и профессионально, в 2022 году наша команда смогла воспользоваться сложившимися рыночными возможностями. Не повышая уровня риска, мы добились увеличения количества качественных клиентов в банке, что привело к достижению отличных показателей во всех бизнес-направлениях», – отметил Пирматов.
Аналитик, опрошенный «Курсивом», считает, что, как экономика Казахстана, так и банк, извлекли выгоду из сложившейся геополитической ситуации.
«Несмотря на геополитические и санкционные риски, экономика Казахстана росла. Действительно, в начале года январские события внесли значительную неопределенность в перспективы и устойчивость развития страны. После того, как эти события улеглись и страна вернулась к нормальной жизни, началась война в Украине», – напомнил Кастаев.
По его словам, вторжение России в Украину, учитывая нахождение Казахстана в общем экономическом пространстве ЕАЭС и оборонном союзе ОДКБ, грозило последствиями и для Казахстана.
«Война стала внешним шоком для нашей страны, уверенность внешних и внутренних инвесторов улетучилась и риски стали крайне высокими. Однако по мере развития ситуации в Украине, когда стало ясно, что Россия не достигла своих целей, а западные страны сплотились в поддержке Украины, санкционная картина начала прорисовываться. Стало ясно, что Запад не намерен включать тотальные санкции, чтобы разом обрушить экономику РФ…», – отмечает генеральный директор Damu Capital Management.
Это, в свою очередь, снизило риски попадания под вторичные санкции для Казахстана.
«…а выверенная внешняя политика РК позволила сохранить хорошие отношения с США и Евросоюзом, при этом не испортив их с Россией, а также заручиться твердой поддержкой от Китая и Турции. В результате всего этого экономика Казахстана не только не пострадала от войны в Украине, напротив, сумела извлечь из этого выгоды», – объясняет он.
Таким образом, бизнес из-за роста экономики нуждался в кредитовании, говорит Кастаев.
«Через Казахстан в Россию потекли товары, которые не могут поставляться напрямую в РФ, а экономика получила приток капитала от бежавших из РФ мигрантов, наша страна оттянула на себя существенную часть транзита товаров из Китая в Европу, которые раньше шли через Россию. Таким образом, экономика Казахстана в 2022 году активно росла, бизнес нуждался в кредитовании и ForteBank сумел этим воспользоваться», – написал Кастаев.
По информации самого банка, в 2022 году Forte выдал юридическим лицам кредитов на 726,5 млрд тенге, что на 58% больше, чем в 2021 году.
Также он напомнил о том, что банковский рынок Казахстана в минувшем году покинули Сбербанк и Альфа-банк. По его мнению, основными бенефициарами оттока клиентов из Сбера стали крупнейшие казахстанские банки, такие как Halyk Bank (приобрел крупный кредитный портфель Сбербанка), БЦК, который купил Альфа-банк, и Forte.
«Серьезных рисков для банка пока не предвидится»
Прибыль, которую банк называет рекордной, не учитывает нескольких важных статей отчетности, объединенных в разделе «прочий совокупный убыток». По итогам 2022 года он составил 32,5 млрд тенге, и основная часть пришлась на отрицательную переоценку находящихся на балансе кредитной организации долговых инструментов.
Такие убытки, по словам Кастаева, могли образоваться из-за роста доходности и рисков по облигациям, что приводит к снижению их стоимости.
«…Прошлый год характеризовался высокой глобальной инфляцией, которая вынудила мировые центробанки ужесточать монетарную политику и повышать ставки. Долговой рынок построен таким образом, что повышение ставок приводит к росту доходности по долговым инструментам, одновременно повышая степень их риска», – подметил генеральный директор Damu Capital Management.
Тем не менее эти убытки не материализуются, если их не зафиксировать, продав облигации по текущей цене, предупреждает аналитик. По мере восстановления цен на долговые инструменты убыток может превратится в прибыль, отмечает он.
«Именно чрезмерное увлечение долговыми инструментами в погоне за выросшей их доходностью и стало основной причиной краха американского Silicon Valley Bank, который чуть не стал причиной нового мирового банковского кризиса», – пишет Кастаев.
Но в случае с ForteBank, отмечает эксперт, даже фиксация этих убытков и потеря указанной суммы в 32 млрд тенге не стали бы серьезной проблемой для банка, поскольку эта сумма является 1/3 прибыли кредитной организации.
«Пока же Forte остается одним из лидеров банковского рынка с хорошими показателями прибыльности и достаточности капитала, и серьезных рисков для банка пока не предвидится», – резюмировал Кастаев из Damu Capital Management.
Крупными акционерами Forte по состоянию на 1 апреля 2023 года являются Булат Утемуратов с долей в 81,82% и его сын Алидар Утемуратов, который владеет 7,5-процентной долей акций в банке. «Курсив» со ссылкой на информацию KASE сообщал, что Алидар Утемуратов довел свою долю владения Forte Bank с 5% до 7,5%. Доля Булата Утемуратова сократилась с 84,32% до 81,82%.
По состоянию на 1 марта 2023 года казахстанский банковский сектор представлен 21 банком. По объему активов ForteBank занимает пятое место после Halyk Bank, Kaspi Bank, БЦК и «Отбасы банка».