Казахстанские нефтяные мегапроекты поставят на госконтроль

Опубликовано (обновлено )
Руководитель направления Kursiv Research
Месторождение Жанажол. Фото: Shutterstock/rezof

Исполняя президентское поручение, казахстанское Минэнерго объединяет 12 крупнейших проектов нефтегазового сектора страны в единый список, по которому будет отчитываться перед аппаратом правительства, а тот – перед администрацией президента дважды в год. Причина пристального внимания властей – мегапроекты должны обеспечить прирост выпуска в промышленности, а поступления от них – объем государственных резервов.

Ручейки под наблюдением

Комплексный план по развитию крупнейших нефтегазовых и нефтегазохимических проектов на 2023–2027 годы – это инструмент реализации пункта из предвыборной программы президента Касым-Жомарта Токаева «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда». Создание комплексного плана позиционируется как инструмент, который позволит увеличить добычу нефти и газа, а также обеспечить сырьем реализацию проектов в более высоких технологических переделах.

Документ был опубликован на портале «Открытые НПА» 10 апреля. К моменту сдачи номера с этим материалом в печать план должен быть согласован и утвержден постановлением правительства. Кабмин подготовил проект документа задолго до дедлайна – в плане действий правительства по выполнению предвыборной программы Токаева эту задачу запланировали на июль 2023 года.

Авторы документа – Мин­энерго РК – объясняют важность задачи контроля тем, что «добыча углеводородов на трех крупных месторождениях страны – Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане – составляет 60% от общей добычи по стране», а в случае с производством непосредственно природного газа – 80% (вместе с месторождением Жанажол). Использование этих ресурсов критически важно в решении перспективных задач: отечественные НПЗ и проекты нетопливной нефтехимии необходимо загружать сырьем, а регионы РК – обеспечивать газом.

Тема контроля потока поступлений от мегапроектов в документе практически не представлена (речь идет только об особых налоговых режимах для морских проектов), хотя именно деньги были ключевой темой взаимоотношений правительства РК с инвесторами в последние 20 лет.

Особое внимание на нефтегазовые мегапроекты казахстанские власти обращали с периода прихода иностранных инвесторов. С 2001 года налоговые поступления, деньги от доли правительства в соглашениях о разделе продукции (СРП), а также штрафы направляются не напрямую в бюджет, а в Нацио­нальный фонд РК. Этот фонд является основным источником погашения ненефтяного дефицита бюджета, инструментом реализации президентских проектов, а также прямым источником социальной поддержки по объявленной Токаевым программе «Нацфонд – детям», по которой каждый гражданин РК при достижении 18-летия получит пропорциональную долю от накопленного инвестиционного дохода НФ.

В предвыборной программе президент Токаев обещал в перспективе шести лет довести объем активов НФ примерно с $58,4 млрд (инвалютная составляющая на март 2023 года) до $100 млрд. Достичь этой цели правительство собирается как за счет основных статей пополнения НФ – налогов и доли от СРП, так и за счет штрафов.

На минувшей неделе министр энергетики Алмасадам Саткалиев подтвердил информацию о том, что правительство РК через представляющую интересы кабмина в проектах СРП компанию PSA подало иски в международные арбитражи на операторов проектов на месторождениях Карачаганак и Кашаган. Требования казахстанской стороны к Karachaganak Petroleum Operating B.V. министр оценил в $3,5 млрд, к NCOC N.V. – $13 млрд. Правительство считает, что операторы понесли несанкционированные расходы, что позволило занизить поступления РК.

Напомним, по договорам СРП раздел продукции (а значит, и получение дохода от продажи углеводородов) происходит только после возмещения затрат инвестора. При этом структура финансирования проектов СРП позволяет инвестору зарабатывать уже в тот период, когда он несет капитальные затраты.

Инвестиции по плану

Список проектов, которые фиксируются в комплексном плане, включает всего 12 на­именований. Структурно проекты сгруппированы по трем направлениям: «крупные нефтегазовые проекты» (3 проекта), «газовые проекты» (5), «проекты недропользования» (4). В периметр попали проекты со сроками реализации между 2014 и 2029 годами.

Основная часть проектов плана – расширение действующих мощностей, таких проектов 8 из 12. В этом числе Проект будущего расширения на Тенгизе, а также два этапа развития Карачаганакского проекта и увеличение мощности Шымкентского НПЗ (ПКОП). Новые проекты представляют собой начинания, связанные со стартом разработки месторождений углеводородов, таких как Каламкас-Хазар, Женис и Каратон-Саркамыс.

Сумма заявленных инвестиций по 10 из 12 проектов – $75,6 млрд. Львиная доля всего этого объема – $46,7 млрд, или 62%, – приходится на тенгизский ПБР, реализация которого завершится в 2024 году. По двум проектам суммы инвестиций пока неизвестны.

Ключевой источник инвестиций по большинству проектов – собственные средства компаний, которые иногда разбавляются заемным капиталом. Проекты с участием государственной PSA планируется финансировать за счет потоков «возмещаемых расходов по компенсационной нефти», то есть за счет согласованного с правительством увеличения расходов оператора в рамках СРП.

Это значит, что часть проектов, призванных увеличить поток доходов в НФ, будет обеспечена за счет потенциальных доходов этого же фонда.

Читайте также