Глава «Росатома» допустил принятие санкций в отношении российской атомной отрасли

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Глава «Росатома» допустил принятие санкций в отношении российской атомной отрасли/Kursiv.Media

Генеральный директор российской компании «Росатом» Алексей Лихачев допустил принятие западных санкций в отношении российской атомной отрасли, сообщает телеканал «Звезда»

«Конечно, допускаем (возможность принятия санкций в отношении российской атомной отрасли. – «Курсив»). Конечно, это нас не радует с одной стороны. С другой стороны, мы понимаем, что здесь уже все здравые аргументы давно исчерпаны, и речь идет не о выборе того или иного приемлемого, обоснованного решения, а просто о принятии хотя бы какого-то решения. И вот это какое-то решение, лишь бы оно насолило России, на мой взгляд, просто отодвигает на задний план или вообще убирает из поля зрения любую здравую аргументацию. Наше дело хорошо работать и продолжать взаимодействовать с нашими зарубежными партнерами, абсолютно исполняя все свои международные обязательства», – сказал он телеканалу.

Ранее министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что российский атомный сектор не должен пользоваться преференциями в рамках существующих пакетов антироссийских санкций. В Минэкономики ФРГ понимают, что включение российской атомной отрасли в следующий пакет санкций потребует времени, однако настаивает, что эти меры должны осуществляться в течение переходных периодов.

Германия отключила последние три работающие атомные электростанции (АЭС) в ночь на 16 апреля. Речь идет о АЭС Isar 2 в Баварии, Neckarwestheim 2 в Баден-Вюртемберге и Emsland в Нижней Саксонии.

В апреле США ввели первые санкции, затрагивающие проекты «Росатома» в ядерной энергетике. Под ограничения попала компания «Русатом Оверсиз», отвечающая за развитие проектов «Росатома» за рубежом, а также Ковровский механический завод и «Точмаш», производящие центрифуги для обогащения урана.

Страны Евросоюза обсуждали возможность введения санкций в отношении российской атомной отрасли, однако в конечную версию десятого пакета ограничений этот пункт не вошел. Теперь возможность введения санкций в отношении российского ядерного сектора обсуждается в рамках 11-го пакета санкций.

Отдельным странам Евросоюза сложно поддержать такие санкции из-за того, что они продолжают покупать российское ядерное топливо для своих атомных электростанций (АЭС). Российские атомные блоки работают в Венгрии, Болгарии, Финляндии, Чехии и Словакии. Россия ежегодно поставляет ядерное топливо для них на сотни миллионов евро.

Вместе с тем Чехия исключила в 2021 году «Росатом» из числа кандидатов на строительство нового блока АЭС «Дукованы» мощностью 1,2 ГВт и стоимостью 6 млрд евро после заявлений о причастности России к взрыву на складе боеприпасов на востоке этой страны, произошедшему в 2014 году. Этот блок должен заменить один из четырех устаревших энергоблоков советского типа ВВЭР-440 по 505 МВт каждый. Оставшиеся три блока будут работать до 2045-2047 годов. Новый блок планируется запустить в 2036 году. Эта АЭС обеспечивает около 20% потребности Чехии в энергии.

Председатель правления «Казатомпрома» Ержан Муканов сообщил 17 марта, что не обладает информацией о том, что какие-либо иностранные компании отказывались поставлять свою продукцию для совместных с «Росатомом» предприятий.

«У нас такой информации нет, чтобы кто-то из поставщиков отказывался из-за этого поставлять какое-либо оборудование», – сказал он, отвечая на предложение подтвердить информацию о том, что некоторые европейские поставщики из-за санкций отказываются поставлять оборудование и технологии для совместных предприятий «Казатомпрома» с «Росатомом».

«Росатом» через свою дочернюю компанию Uranium One работает в Казахстане как партнер «Казатомпрома». «Казатомпром» и дочерние компании Uranium One создали пять совместных предприятий по добыче урана: «Каратау», «СП «Хорасан-­U» (третий участник Energy Asia Holdings Ltd), «СП «Акбастау», «СП «Заречное» (третий участник — ​«Карабалтинский горнорудный комбинат») и «СП «Южная горно-­химическая компания». На эти предприятия приходится производство более 8 тыс. тонн урана из 21,2 тыс. тонн консолидированного производства «Казатомпрома».

Кроме того, в «Казатомпроме» отказались от комментариев на вопрос, ведет ли «Росатом» переговоры с компанией о выходе из СП.

«Согласно своим принципам, компания обычно не комментирует сделки по слиянию и поглощению. В случае если такое будет, данная информация обязательно будет раскрыта», – сказал Муканов.

Основной маршрут по отправке урана на экспорт для 1Казатомпрома» проходит по российской территории до Санкт-Петербурга, в котором грузы перегружаются с железной дороги на морские суда. Компания пытается увеличить экспорт урана по Транскаспийскому международному транспортному коридору (ТМТМ), однако этот путь дороже по издержкам, поэтому основные объемы продолжают идти через РФ. Главный директор по коммерции «Казатомпрома» Алишер Тайжанов сообщил 17 марта, что компания прорабатывает возможности получения разрешений на транзит большего количества урана через Азербайджан и Грузию на мировой рынок. Текущий объем квоты составляет 4 тыс. тонн.

В годовщину российского вторжения в Украину ряд стран ввели санкции в отношении компаний, входящих в структуру «Росатома». В частности, в черный список США вошли входящие в российскую госкорпорацию компании «ЮМАТЕКС» и ее три «дочки», одна из которых зарегистрирована в Чехии. Великобритания ввела санкции в отношении руководства «Росатома», а также ряда компаний, входящих в структуру госкорпорации. В начале февраля санкции против «Росатома» ввела Украина. Страны Евросоюза обсуждали возможность введения санкций в отношении «Росатома» в рамках десятого пакета, однако этот пункт не вошел в окончательную версию санкций. Министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм в своей статье в журнале The Hill призвала мир отказаться от российских ядерных реакторов.

Читайте также