Главной темой деловых СМИ накануне стала сделка по выкупу банком JPMorgan активов проблемного First Republic Bank. Аналитики считают, что ситуация в банковской системе США стабилизировалась, однако сохраняются многочисленные риски и дисбалансы, связанные с высокой ставкой. Подробнее читайте в обзоре мировых СМИ за 1 мая.
Что будет после краха First Republic Bank?
Сделка по выкупу JPMorgan активов First Republic Bank немного успокоила рынки. Индекс американских банков KBW в понедельник упал примерно на 1,5%, акции Citizens Financial Group потеряли 1,5%, PNC Financial Services Group снизились на 8%, Truist Financial Corp и US Bancorp потеряли около 1%. Это сравнительно небольшие потери, констатирует The Barron’s. Акции JPMorgan Chase выросли на 2%.
Проблемы First Republic Bank – эхо острого мартовского кризиса в банковской системе США, который возник после краха Silicon Valley Bank и Signature Bank. Первый из-за роста ставок столкнулся со снижением активов в облигациях и массовым оттоком депозитов, второй был сильно связан с крипторынком и понес потери после его обвала. First Republic на прошлой неделе в квартальном отчете сообщил про отток $76 млрд депозитов (из более чем $176 млрд), после чего его акции упали в цене в четыре раза, а в целом с начала марта 2023 года они рухнули с $123 до $3,5 за бумагу.
JPMorgan Chase в выходные в ходе аукциона купил за $10,6 млрд активы First Republic Bank. Аналитик Wells Fargo Майк Майо подсчитал, что объем вкладов JPM по итогам сделки увеличится на 3%, и теперь банк владеет более 10% от всех банковских вкладов в США, пишет Reuters. Главный вопрос: успокоился ли рынок окончательно?
«Эта сделка не отменяет другие риски: дальнейшее повышение ставки, рецессию экономики США и сдерживающие факторы регулирования, с которыми сталкиваются региональные банки», — отметила аналитик UBS Эрика Наджарян. Она указала на еще один риск: американские банки со средней капитализацией размещали депозиты клиентов в «чувствительных к процентным ставкам инвестиционных портфелях, таких как ипотечные облигации». Эти портфели теперь стоят гораздо меньше.
«Это второй по величине крах банка в истории США, — отмечается в аналитической записке Barclays. — Тем не менее, в отличие от Silicon Valley Bank и Signature Bank, в случае с First Republic Bank все-таки удалось найти покупателя на активы». Market Watch в своем обзоре мнений аналитиков отмечает тот факт, что банковские ETF остаются довольно стабильными: SPDR S&P Regional Banking ETF KRE упал на 0,5%, а SPDR S&P Bank ETF KBE – «лишь на 0,3%», а ETF региональных банков Invesco KBWR снизился на 0,8%, согласно данным FactSet.
Исполнительный директор JPMorgan Chase Джейми Даймон вчера сделал двусмысленное заявление о заключенной сделке: «Эта часть банковского кризиса закончилась. Наша покупка стабилизировала американскую банковскую систему».
В США изменили правила распределения рисков ипотечных кредитов
Вчера в США вступили в силу новые правила банковского регулирования, согласно которым потери по рискованным ипотечным кредитам будут взиматься с добросовестных заемщиков. Соответствующее постановление было представлено всего несколько недель назад Федеральным жилищным агентством (FHFA) и вызвало протест властей 27 штатов. В понедельник их представители обратились к президенту США с просьбой отменить новое правило, поскольку «оно приведет к катастрофе».
Идея FHFA заключается в том, чтобы помочь заемщикам с низким доходом купить дом в ипотеку – часть их платежей будут субсидировать более состоятельные заемщики, пишет FOX Business.
Спорное предложение раскритиковали как республиканцы, так и демократы, однако оно уже вступило в силу. В обращении к президенту подчеркивается, что рынок недвижимости уже значительно замедлился из-за высоких процентных ставок, а новое правило еще больше снизит продажи жилья.
Принудительное субсидирование рискованных кредитов не сможет стимулировать рынок, поскольку приведет к росту ставки, считают авторы обращения.
Нефть вновь дешевеет после снижения добычи в некоторых странах ОПЕК+
Девять стран ОПЕК+ с 1 мая начали дополнительно снижать добычу нефти. Общий объем снижения производства должен составить 1,66 млн баррелей в сутки (дополнительно к уже действующим сокращениям) и поддерживаться до конца 2024 года. В ОПЕК+ назвали это «превентивной мерой, нацеленной на поддержание стабильности нефтяного рынка».
О намерении дополнительно ограничить добычу нефти объявили Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир, Оман, Габон. Россия продлила до конца года действовавшее до конца июня решение о сокращении добычи на 500 тыс. б/с от средних февральских значений.
Показательной стала реакция Европы и Запада – там ведущие СМИ сообщению ОПЕК+ уделили совсем немного внимания. Между тем месяц назад картель уже объявлял о сокращении добычи, и это не помогло удержать стоимость нефти выше $80 за баррель – критического для многих нефтедобывающих стран уровня. Вчера июльские фьючерсы на Brent по-прежнему торговались ниже $80, пишет Bloomberg.
Снижению стоимости нефти способствует не только слабые темпы восстановления экономики Китая и ожидание рецессии в США. Аналитики указывают также на глобальное противостояние стран-потребителей нефти и участников ОПЕК+, давление price cap («потолок цен» на российскую нефть») и попытку противодействия в виде снижения добычи, пишет The Barron’s.
Коротко
Индекс деловой активности в промышленности США (ISM Manufacturing) в апреле увеличился до 47,1% с мартовских 46,3%. Это больше ожиданий аналитиков, ранее опрошенных DailyFХ (46,7%).
Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева заявила, что фиксирует постепенный отказ от использования доллара, однако не видит альтернативы валюте США в ближайшее время.
Доллар США упал примерно на 8,6% по сравнению с сентябрьским пиком, следует из индекса доллара The Wall Street Journal. Инвесторы делают ставку на дальнейшее падение американской валюты.
В Morgan Stanley ожидают дальнейшего повышения ставки в США. На этой неделе ФРС проведет заседание по этому вопросу. Это станет 10-м повышением подряд с марта 2022 года.