Новые поправки для электросамокатов увеличат число ДТП – кикшеринг JET
Представители казахстанской кикшеринговой компании JET раскритиковали планируемые поправки в правила дорожного движения, которые призваны регулировать микромобильный транспорт. По их словам, ограничение скорости для самокатов и обязанность получать права на их вождение по проезжей части увеличат число ДТП с самокатами, а травмы пострадавших станут тяжелее. Комментарий представителя кикшеринга оказался в распоряжении «Курсива».
10 мая Мажилис Казахстана принял поправки в правила дорожного движения, которые касаются мопедов, велосипедов, самокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Среди предложений – признать электросамокат транспортным средством, запретить передвижение на СИМ по пешеходным зонам, ограничить скорость СИМ до 25 км/ч, получать водительские права на управление электросамокатами и другие.
Сооснователь казахстанского стартапа JET Мейрам Абелкасов позитивно оценил изменения в части ограничения скорости, четкого разделения мопедов и самокатов, запрет на езду мопедов по тротуарам и велодорожкам.
«Для мопедов ввели полный запрет езды по тротуарам и велополосам/велодорожкам. Мопед тяжелый и разгоняется явно больше, чем 25 км/ч, скорее 45–55 км/ч — это его средняя скорость. Что касается самокатов, из хорошего: запрет на катание вдвоем, спешивание на пешеходных переходах, приоритет на тротуаре у пешехода — это очень правильные вещи, которые мы всегда поддерживали», – добавил Абелкасов.
Однако, если закон не доработать и не убрать некоторые поправки, это может привести к увеличению количества ДТП с участием самокатчиков, а также к более тяжелым травмам у потерпевших, уверен представитель JET.
«Нас смутило, как депутаты решили проблему отсутствия инфраструктуры. Самокатчик, если нет велодорожки/велополосы, должен ехать по проезжей части, то есть де-факто в самой опасной зоне уличного передвижения между автобусами, машинами и грузовиками, хотя в других странах в законах прописано, что проезжая часть должна быть использована в последнюю очередь. Еще нам не совсем понятна поправка в части требования водительских прав (любой категории) только для самокатов, если ты на проезжей части, и велосипедного шлема. Как эти вещи тебе помогут, если ты, допустим, упал под колеса автобуса», – говорит Мейрам Абелкасов.
Он также уверен, что ограничение скорости до 6 км/ч – не компромиссное решение, а скрытый запрет на использование самоката как транспорта. Абелкасов не отрицает, что на тротуарах должен быть безусловный приоритет у пешехода и при приближении к ним скорость должна быть снижена. Однако он не считает нужным вводить такое ограничение, когда людей нет. Абелкасов добавил, что почти все страны регулируют электросамокаты и велосипеды одинаково, потому что у них схожие скорость и вес.
«В 2017 году велосипедистам разрешили ездить по тротуарам, потому что было много наездов на них именно на проезжей части, к сожалению, с летальными исходами. У шеринга самокатов, хотим заметить, ноль летальных случаев за два с половиной года работы».
Также, по словам основателя JET, слишком жесткое регулирование может побудить казахстанцев приобретать собственные самокаты, а не брать их в аренду. Абелкасов пояснил, что частных лиц «явно никто не сможет контролировать как по общей скорости, так и ограничивать зонально». Из-за этого развитие самой индустрии микромобильного экологического транспорта может пойти в неконтролируемое русло, кроме того, из Казахстана могут уйти все шеринговые компании в страны с более адекватным регулированием.
Для решения проблемы с самокатами представители JET предлагают действовать планомерно. Предлагается ограничить скорость всех шеринговых самокатов до 20 км/ч во всех местах, снизить максимальную скорость на тротуарах до 15 км/ч, а в скверах, парках, на набережных, пешеходных улицах, улицах с большим пешим трафиком — до 6 км/ч. От движения на проезжей части на СИМ в компании предлагают отказаться вовсе, так как, по их данным, только в ДТП на авто погибает ежегодно около 2 тыс. человек.
Компания JET – крупнейшая компания в Казахстане в сфере микромобильности, работает в восьми странах и 13 городах Казахстана, участник Astana Hub и МФЦА. Количество электросамокатов – более 18 тыс., количество сотрудников – более 1 200.