Власти Евросоюза признали вооружения углеродно нейтральной продукцией, пишет российская газета «Ведомости» со ссылкой на материалы Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Это означает, что, по оценке Брюсселя, оборонные концерны не производят выбросов углекислого газа, либо компенсируют их за счет углеродно-отрицательных проектов.
ИПЕМ обратил внимание на исключение оборонной продукции из механизма трансграничного углеродного регулирования (CBAM). Он предполагает взимание специального налога на импортируемые в страны ЕС товары, при производстве которых осуществлялись выбросы. По задумке авторов, такой подход должен уравнять положение европейских компаний, инвестирующих в экологичность производства, и их иностранных конкурентов.
В апреле ЕС утвердил окончательный вариант параметров CBAM и опубликовал соответствующие акты. В них прописаны условия взимания платы и исключения из общих правил. ИПЕМ называет итоговый документ «очень детализированным» и отмечает, что европейские чиновники стремились не допустить неверного толкования новых правил.
В документе говорится об освобождении от уплаты трансграничного углеродного налога для товаров, подлежащих перемещению или использованию в военной деятельности. В более ранних версиях нормативной документации такое положение отсутствовало. Под исключение попадает продукция, задействованная в военной деятельности ЕС или любой третьей страны, с которой у Брюсселя есть соответствующее соглашение. Кроме того, от уплаты налога освобождаются товары, задействованные по линии НАТО.
Опрошенные изданием специалисты расценивают такое решение как стремление поддержать оборонную промышленность США, которые традиционно являются главными поставщиками вооружений для Евросоюза. В 2018-22 годах совокупный объем закупок американского оружия Брюсселем составил $15,5 млрд, что равняется 23% от всего оборонного экспорта США.
При этом эксперты указывают на нерыночный характер подобных исключений. По их словам, установление исключений для CBAM требует подробного изучения регулирующими органами ЕС технологий производства той или иной продукции, на что оборонный сектор США едва ли пойдет.