Скандальные украшения австрийской миллиардерши Хайди Хортон проданы на аукционе за $201 млн (90,4 млрд тенге) – новый рекорд для частной коллекции ювелирных изделий. Торги Christie’s «побили» результаты двух самых крупных предыдущих продаж: драгоценностей актрисы Элизабет Тейлор (2011 год, 74 млн фунтов стерлингов) и катарского шейха Аль Тани (2019 год, 87 млн фунтов стерлингов). При этом проведение аукциона с самого начала было под угрозой: сразу несколько общественных организаций требовали как минимум приостановления, как максимум — прекращения продаж драгоценностей, приобретенных на «грязные» деньги. Рассказываем, кто такая Хайди Хортон и почему ее коллекция вызывает такую реакцию.
Исторический бриллиант в подарок на свадьбу
Все началось в 1959 году в Альпах, в отеле на берегу озера: 18-летняя австрийка Хайди (тогда она носила фамилию Елинек) познакомилась с Хельмутом Хортеном, которому на тот момент исполнился 51 год. Но что такое возраст, если речь идет об огромном состоянии? Хортен был владельцем одной из крупнейших сетей универмагов в Германии и миллионером.
Есть легенда (или просто версия), что свадебным подарком жениха стал голубой бриллиант из знаменитой сокровищницы Виттельсбахов — правящей династии Баварии с XII века. Бриллиант весом 35,56 карата так и назывался – «Виттельсбах», в 1722 году его привезла в Баварию как часть приданого принцесса Мария Амалия Австрийская, жена курфюрста Карла Альбрехта. В XIX веке великолепный камень вставили в баварскую корону, и он оставался в сокровищнице Виттельсбахов до Первой мировой войны, когда, как сухо пишут справочники, «был утерян». В XX веке голубой бриллиант появился на торгах, но тогда на историческую ценность не нашлось покупателей, и камень оставался в частной коллекции до 1964 года. Через много лет, в 2008-м, эксперты европейского отделения GIA (Геммологического института Америки) доказали, что именно тогда его купил Хельмут Хортен.
Почему в 2008-м? Потому что в декабре того года Хайди Хортен выставила голубой бриллиант на аукцион Christie’s – а для торгов, как известно, необходима история лота. В биографии камня, начиная с 1931 года, было немало «темных пятен», но это нисколько не помешало ювелиру из Великобритании Лоуренсу Граффу купить его по рекордной на тот момент цене для бриллиантов: $24,3 млн. Что касается сентиментальных рассуждений о том, как можно продавать свадебные подарки – судя по всему, они были чужды австрийской миллиардерше. Сам же Хельмут Хортон к этому времени уже 20 лет как умер.
«Темная сторона» сверкающих драгоценностей
Интересно, что тогда, в 2008 году, продажа бриллианта «Виттельсбах» не стала поводом для обсуждения происхождения коллекции Хайди Хортон. Об этом заговорили только в 2010-х, когда вышла серия статей журналиста Bloomberg News Дэвида Де Йонг: он писал об истоках финансового благополучия некоторых богатых немецких семей. Позже он объединит эти свои материалы в книгу «Нацистские миллиардеры. Темная сторона богатых династий Германии» (Nazi Billionaires. The Dark History of Germany’s Wealthiest Dynasties). В этой книге говорится и о Хельмуте Хортене.
Будущий владелец четвертой по величине сети в Германии родился в Пруссии в 1909 году в семье судьи, но выбрал другую профессию – еще совсем молодым он начал работать в универмагах. Ему не было 30 лет, когда он стал владельцем своего первого магазина: 1930-е годы, Гитлер уже во власти, евреи начинают уезжать из Германии, в том числе – работодатели Хортена, хозяева универмагов StrauB and Lauter. Хортен купил их бизнес за 65% его стоимости, а потом еще несколько компаний, принадлежавших предпринимателям еврейского происхождения, и понятно, что тоже не по самым высоким ценам. Правда, в отчете, составленном по результатам исследования истории бизнеса Хортена, которое заказала в 2021 году его вдова, говорится, что предприниматель – да, специально искал еврейские компании, но при этом поступал «сравнительно справедливо» — Deutsche Welle. «Мысли и действия Хортена определялись не нацистской идеологией, а ярко выраженным предпринимательским порывом вкупе с готовностью идти на риск», — цитирует издание авторов отчета, историков Петера Хореса и Максимиллиана Кутцнера.
Тем не менее, с 1937 по 1944 год Хорстен состоял в НСДАП (Национал-социалистической немецкой рабочей партии), но потом его исключили – из-за конфликта с нацистскими чиновниками, что не помешало союзникам из Великобритании его арестовать после войны.
Он освободится в начале 1948-го и в том же году откроет новый универмаг. Количество его магазинов росло и после того как Хортен побывал в США, он решил объединить их в сеть — его заинтересовала эта бизнес-модель. К концу 1960-х его состояние, в пересчете на сегодняшний день, уже оценивалось в миллион евро.
Вскоре, а именно в 1972 году Хельмут Хортен отошел от дел и продал мажоритарную часть своего бизнеса. Предпринимательская деятельность перестала мешать его страсти, которую с ним разделяла его жена: коллекционированию искусства и драгоценностей. Ренуар, Пикассо, Клее, Матисс, Шагал, Климт, Уорхолл и многие другие – это если говорить о картинах, и уникальные камни с богатой биографией – это о драгоценностях.
После смерти Хельмута Хортена его жена унаследовала не только состояние в $1 млрд, но и одну из лучших коллекций искусства и драгоценностей в мире. Хайди продолжила пополнять семейное собрание, но, несмотря на это (а может, и потому – она часто совершала выгодные сделки на арт-рынке), смогла увеличить состояние в три раза: в 2022 году, незадолго до ее смерти, Forbes оценил его в $3 млрд.
«Нацистское облако» над ювелирными торгами
У Хайди Хортон не было детей, но у нее был собственный музей The Heide Horten Collection – он расположен в крыле музея искусств в Вене. Она завещала продать свои драгоценности на аукционе и отправить вырученные средства в The Heidi Horten Foundation, благотворительный фонд, учрежденный в 2021 году для поддержки деятельности и музея The Heidi Horten Collection, и медицинских исследований фонда Helmut Horten Stiftung и т.д.
В начале года аукционный дом Christie’s объявил о предстоящих торгах – их назвали The World of Heidi Horten («Мир Хейди Хортен). По предварительным оценкам, стоимость коллекции могла составить 122,3 млн фунтов стерлингов. Среди лотов – колье с бриллиантом «Бриолет Индии» (согласно легенде, камень известен с XII века), редкая подвеска Van Cleef & Arpels из коллекции «Египетское Возрождение», трехрядное колье из натурального жемчуга с застежкой с розовым бриллиантом и многое, многое другое.
О будущих торгах сразу заговорили. Но не только о великолепных драгоценностях, но и о сомнительном происхождении денег, на которые они были приобретены.
Издание The New York Times публикует статью «Нацистское облако нависло над крупнейшими ювелирными торгами в истории» — подробное изложение биографии Хельмута Хортена в 1930-1940-х годах.
Агентство Франс Пресс (AFP) берет интервью у президента франко-еврейской организации Йонатана Арфи, и он называет эти торги «непристойными». Он напомнил, что средства пойдут в фонд, который создан для увековечения памяти о Хельмуте Хортене, которого Йонатан Арфи назвал «пособником нацистов».
На сайте Американского еврейского комитета появилось предложение приостановить аукцион и провести экспертизу, чтобы точно установить, какую часть капитала Хортена составляют средства, полученные им благодаря операциям с предприятиями еврейских бизнесменов во времена Третьего рейха.
Несмотря на все это, торги состоялись. Аукционный дом Christie’s объявил, что часть от продаж получат организации, которые занимаются исследованиями Холокоста. Какую именно часть из вырученных $201 млн – пока не объявлялось.
Но, похоже, история с коллекцией Хайди Хортен еще не закончилась: специалисты ждали знаменитую жемчужину Марии-Антуанетты, которую миллиардерша приобрела в 2018 году на аукционе Sotheby’s в Женеве за 36 млн франков вместе с жемчужным колье за $2 млн. На сегодняшний день это самая дорогая жемчужина в мире — и ее не было среди лотов на майских торгах Christie’s. Значит, продолжение следует?