В 2022 году нефтедобыча РК незначительно сократилась, но заметно выросли мировые цены

Опубликовано
нефтедобыча
Shutterstock

Проблемы на КТК и авария на Кашагане сдержали казахстанскую добычу в минувшем году.

Kursiv Research составил ренкинг крупных нефтедобывающих компаний РК по объему добычи в 2022 году. На 10 мейджоров пришлось 88,3% от общей добытой нефти РК.

+1,6% лучше, чем -2%

В 2022 году объем добычи нефти и газоконденсата в РК сократился на 2%, до 84,1 млн тонн. Это меньше первоначальных прогнозов правительства. К примеру, первый прогноз был сделан в конце 2021 года, тогда ожидалась добыча на уровне 87,5 млн тонн в расчете, что дополнительные
2 млн тонн дадут Тенгизское и Карачаганакское месторождения. В дальнейшем прогнозы несколько раз пересматривались, что позволило кабмину в начале текущего года рапортовать о перевыполнении плана.

В целом для нефтяников первые месяцы 2022-го складывались благоприятно. Нефть дорожала на фоне восстановления мировой экономики после пандемии COVID-19. Баррель нефти марки Brent в январе 2022 года стоил на 57% больше, чем годом ранее. Тренд усилился на фоне российско-украинского военного конфликта, который увеличил напряженность на мировых рынках, и цена на черное золото подскочила до $115,6 за баррель по итогам марта 2022 года. Подобный высокий уровень цен наблюдался ровно 10 лет назад.

Казахстанская нефть демонстрировала отличные производственные результаты – в феврале-марте 2022 года прирост добычи колебался в пределах 5% (к аналогичным месяцам предыдущего года). Но в третьей декаде марта Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) сообщил, что два из трех ВПУ (выносное причальное устройство, через которое осуществляется налив нефти в танкеры) вышли из строя из-за шторма.

Проблемы на КТК, через который проходит порядка 80% экспортной нефти РК, отразились на нашей нефтедобыче. По итогам апреля было добыто 6,8 млн тонн (–3,2%). К примеру, компания «Тенгизшевройл», разрабатывающая одно из крупнейших месторождений страны, спустя пару дней после инцидента сообщила о корректировке уровня добычи. Тогдашний министр энергетики РК Болат Акчулаков заявил о некритическом для казахстанской экономики сокращении добычи. Но спустя несколько дней, в начале апреля, прогноз был снижен до 85,7 млн тонн.

В конце апреля КТК сообщил о том, что два из трех ВПУ работают в штатном режиме, на полную мощность компания вышла через месяц. Добыча нефти в РК по итогам мая достигла 7,6 млн тонн (+3,7%).

Но в июне добыча ожидаемо сократилась. С первого числа на Кашагане, на одном из трех крупнейших месторождений РК, начался планово-предупредительный ремонт, о чем сообщил оператор этого проекта NCOC. Планово-предупредительный ремонт проводится один раз в несколько лет, и во время него останавливается все производство. Запланированный на полтора месяца ремонт закончился раньше срока на несколько дней.

Пока шел ремонт на Кашагане, в акватории морского терминала КТК производились плановые работы по очистке дна, поэтому были остановлены два из трех ВПУ. Одно работающее ВПУ оказалось достаточным для погрузки казахстанской нефти без кашаганских объемов.

В августе снизилась добыча на Кашагане из-за выхода из строя установки предварительного отбора газа (слагкетчер). К концу месяца суточная добыча оставалась близкой к 100 тыс. баррелей, что примерно в четыре раза ниже нормального уровня. Ремонтные работы завершились в начале ноября. В сентябре на ремонт, но уже плановый, встал Карачаганак – другое крупнейшее месторождение РК. Как итог, в сентябре добыча снизилась на 10,1%, в октябре – на 14,8%. Незначительные плюсовые значения нефтедобыча показала в ноябре-декабре 2022 года.

Из-за проблем на Кашагане отраслевое ведомство снизило прогноз по добыче до 84 млн тонн (прогноз был сделан в декабре 2022-го). Но министр Акчулаков нашел позитив в сложившейся ситуации, заявив, что «мы добыли мало нефти, зато цена оказалась высокой». Добавим, что первоначально в бюджет закладывалась цена на нефть на уровне $60, тогда как среднегодовая стоимость Brent по итогам 2022-го достигла почти $100.

Собственно, пересмотренные прогнозы позволили Акчулакову заявить на правительственном заседании, которое прошло в январе 2023-го, что план перевыполнен на 1,6%.

Три поросенка

В структуре топ-10 нефтедобывающих компаний в 2022 году не произошло существенных изменений. Лидерами последних лет стабильно остаются три предприятия: «Тенгизшевр­ойл» (ТШО; месторождения Тенгиз и Королевское), NCOC (месторождение Кашаган; также Каламкас-море, Актоты, Кайран и Юго-Западный Кашаган) и Karachaganak Petroleum Operating (KPO; месторождение Карачаганак).

Компания ТШО, которая в прошлом году отметила свое 30-летие, остается лидером отрасли. В 2022 году было произведено 29,2 млн тонн нефти, что больше предыдущего результата на 9,9%. Рост добычи на Кашагане, который сопровождался снижением производства на других крупнейших месторождениях, привел к увеличению доли ТШО до 34,7%. Если проблемы на КТК тормозили добычу на Тенгизе, то отсутствие ограничений для ТШО в рамках сделки ОПЕК+ выступило положительным фактором.

Компания который год реализует Проект будущего расширения (ПБР) и Проект управления устьевым давлением (ПУУД), нацеленные на увеличение годовой добычи на 12 млн тонн. Общий прогресс работ по итогам минувшего года составил 96,6%, совокупные затраты достигли $42,1 млрд. Компания вышла на финишную прямую и обещает завершить ПУУД в декабре 2023-го, а ПБР – в июне 2024-го.

Важное отраслевой событие 2022 года, связанное с Тенгизским месторождением: наконец стартовал интегрированный газохимический комплекс Kazakhstan Petrochemical Industries(KPI). Он считается одним из самых дорогих индустриальных долгостроев, который начали реализовывать еще в далеком 2004-м. Годовая мощность KPI составляет 500 тыс. тонн полипропилена, или порядка 1% от его мирового производства. Ключевым поставщиком сырья для KPI будет Тенгизское месторождение.

На Кашагане добыча снизилась: по итогам 2022 года здесь произведено 12,7 млн тонн (–21,9%). Доля NCOC в добыче по стране снизилась до 15,1%. Спад, как упоминалось выше, был связан с плановым капитальным ремонтом на морском и наземном комплексах в середине года, а также ремонтно-восстановительными работами после обнаружения утечки газа на слагкетчере в августе.

Добавим, что компания рассматривает проект строительства нового слагкетчера, который должен заменить временные решения существующей реконфигурации. Из годового отчета КМГ-2022 следует, что ведутся работы по предбазовому проектированию, окончательное решение по финансированию проекта должно состояться в мае 2023-го, а дата ввода в эксплуатацию – в VI квартале 2024-го.

На Кашагане начато строительство завода по переработке газа мощностью 1,1 млрд кубометров, но главной новостью является увеличение участия нацкомпании «КазМунайГаз» (КМГ) в Кашагане (с 8,44 до 16,88%). Нацкомпания произвела обратный выкуп 50-процентной доли в «КМГ Кашаган Б.В.» у ФНБ «Самрук-Казына» за $3,8 млрд. Частично приобретение было финансировано за счет дивидендов «КМГ Кашаган Б. В.», выплаченных в 2022 году.

«В первом полугодии 2023 года также планируется погашение части задолженности за счет дивидендов «КМГ Кашаган Б. В.», – указано в годовом отчете КМГ.

Напомним, что в 2015 году, в разгар секторального кризиса, КМГ продал 50% «КМГ Кашаган Б.В.» фонду «Самрук-Казына», чтобы направить вырученные деньги на сокращение долга. Цель этой сделки состояла в том, чтобы не допустить нарушения финансового ковенанта по еврооблигациям КМГ. Тогда сумма сделки составила $4,7 млрд, из которых «Самрук-Казына» занял у Национального фонда $2,7 млрд, у Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ – $1,5 млрд, еще $500 млн были привлечены за счет размещения корпоративных облигаций.

KPO в прошлом году отметил 25-летие двухпроцентным спадом добычи. В 2022 году там было произведено 11,2 млн тонн, или 13,4% от всей казахстанской добычи. Внешним негативным фактором стало сокращение приема сырого газа со стороны Оренбургского газоперерабатывающего завода (ОГПЗ) из-за продления планового-предупредительного ремонта на его технологических установках.

На фоне сокращения переработки газа ОГПЗ в начале 2023 года стало известно, что акционеры Карачаганакского проекта, среди которых англо-голландский Royal Dutch Shell, итальянский Eni, американский Chevron, российский «Лукойл» и казахстанский КМГ, рассматривают возможность запуска своего ГПЗ. Предварительные цифры проекта такие: стоимость оценивается в $3–3,5 млрд, мощность – 4,5 млрд кубометров.

Кроме того, в 2022 году партнеры KPO и полномочный орган PSA подписали соглашение о санкционировании Проекта расширения Карачаганака-1Б (ПРК-1Б) и окончательное инвестиционное решение. Стоимость ПРК-1Б, цель которого продление «полки добычи» жидких углеводородов на Карачаганаке, составляет порядка $700 млн.

ПРК-1Б является логическим продолжением целого ряда крупных проектов, реализованных на Карачаганаке несколькими годами ранее: по снятию производственных ограничений по газу (завершен в 2021 году), строительства четвертого газонагнетательного компрессора (завершен в начале 2022 года), а также ПРК-1А (реализуется).

Производственные мощности нефтедобывающего сектора Казахстана сконцентрированы вокруг крупных проектов, но уровень концентрации по итогам 2022 года немного снизился. Если в 2021 году на топ-10 компаний приходилось 89,4% добычи, то в 2022-м концентрация сократилась до 88,3%, для топ-3 концентрация также незначительно сократилась – с 63,3 до 63,1%.

КМГ и остальные

В группе предприятий, расположившихся в топ-10 с четвертого по 10-е место, фиксируется разнонаправленная динамика. «Мангистаумунайгаз» нарастил добычу на 3,6%, «Озенмунайгаз», напротив, сократил на 4,4%. Наиболее глубокое падение добычи у «Казгермуная» – на 10,5%. В списке увеличивших добычу – «Эмбамунайгаз» (+2,3%), «Каражанбасмунай» (+2,2%) и Buzachi Operating (+1,9%).

Отдельно следует сказать о результатах нацкомпании «КазМунайГаз», которая владеет долями в восьми из 10 крупнейших нефтедобывающих предприятий. По итогам 2022 года подконтрольный нацкомпании объем добычи вырос на 1,7% (до 22 млн тонн). Незначительное увеличение позволило КМГ нарастить долю в совокупной добыче нефти РК на один процентный пункт. Другая позитивная новость: в 2022-м компания нарастила доказанные и вероятные запасы (2P по PRMS) сразу на 9,8%. Правда, главным образом за счет обратного выкупа доли в Кашагане.

Финансовые результаты КМГ заметно улучшились: выручка за год увеличилась на 34,5% (8,7 трлн тенге), EBITDA – на 26% (2,5 трлн тенге), чистая прибыль – на 2,3% (1,3 трлн тенге). Улучшение операционной деятельности положительно повлияло на свободный денежный поток (1,1 трлн тенге, прирост на 47,6%). Но это без учета выкупа доли в «КМГ Кашаган Б.В.». С учетом этой доли свободный денежный поток отрицательный (–82 млрд тенге). Кроме того, выросли показатели общего и чистого долга (на 10,6 и 8% соответственно).

Напомним, что КМГ на исходе 2022 года провел первичное публичное размещение своих акций на двух казахстанских биржах – KASE и AIX. Цена размещения за одну акцию составила 8406 тенге, предполагая капитализацию КМГ в размере около 5,1 трлн тенге, или $11 млрд. Сейчас одна бумага на KASE торгуется за чуть более 10 тыс. тенге.

Читайте также