Новости

Угольщики просят не ограничивать экспорт и цены на топливо

Угольщики просят не ограничивать экспорт топлива и цены на него. Фото: shutterstock

Введение ограничений на экспорт угля и регулирование цен на топливо внутри страны отрицательно отразится на деятельности угледобывающих компаний, сообщил заместитель генерального директора компании «Богатырь Комир» Мирхат Мусанап.

«Сохранить и улучшить инвестиционную привлекательность угольной отрасли нашей страны возможно, но для этого жизненно необходимо принять целый комплекс конкретных решений, а именно: обеспечить рыночное ценообразование с учетом покрытия всех затрат и предоставить гарантии крупнейшим угледобывающим компаниям, каковой является «Богатырь Комир», со стороны правительства по минимальной норме доходности; не вводить механизм государственного регулирования цен на энергетический уголь, а также не относить реализацию энергетического угля к общественно значимому рынку АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции. – Прим. «Курсив»)», – сказал он в ходе четвертого угольного форума, который прошел при поддержке ERG и «Богатырь Комир».

Кроме того, замглавы угледобывающей компании предложил не ограничивать экспорт энергетического угля и не включать его в перечень «существенно важных товаров» Министерства торговли и интеграции.

По его словам, рост цен на уголь внутри Казахстана не покрывает официальную инфляцию. В частности, за последние несколько лет инфляция в РК выросла с 5,3% в 2018 году до 20,3% в 2022 году, в то время как подорожание угля отстает от повышения цен на другие товары и услуги.

«В 2018 году стоимость угля ТОО «Богатырь Комир» за тонну была 1952,4 тенге, в 2022 году она составила лишь 2349 тенге. Действующая система индексации давно уже не отражает реальную рыночную стоимость угля и ограничивает возможности компании как для инвестиций в производство, так и в вопросе повышения оплаты труда работников. Считаем, что нынешний механизм ценообразования требует корректировки, в частности, для создания благоприятных инвестиционных условий необходимо предоставить инвесторам гарантии по минимальной норме доходности», – сказал Мусанап.

По его мнению, это позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Другим риском он называет регуляторную политику властей. В частности, сообщил он, в январе в адрес «Богатырь Комир» поступило письмо, в котором сообщалось о намерении государства ввести ограничения на экспорт угля.

«Ежегодно «Богатырь Комир» поставляет на экспорт в РФ 10,4 млн тонн, что составляет примерно 25% от добываемого объема угля. Важно заметить, цена реализуемого угля на экспорт превышает цену для потребителей Республики Казахстан и позволяет ТОО «Богатырь Комир» исполнять обязательства по кредитному соглашению с Евразийским банком развития в рамках программы модернизации оборудования. Снижение же поставок угля на экспорт даже на 1 млн тонн может привести к потерям дохода ТОО «Богатырь Комир» в сумме 900 млн тенге и сокращению платежей в бюджет на 430 млн тенге», – сообщил он.

Кроме того, в случае введения ограничений на поставку угля компания будет вынуждена оплачивать штрафы за срыв поставки продукции, а также столкнется с необходимостью сокращения 1,5–2 тыс. сотрудников, отметил Мусанап.

Он напомнил, что в III квартале планируется запустить на полную мощность проект по переходу на циклично-поточную технологию добычи и транспортировки угля на разрезе «Богатырь», который сейчас находится в опытно-промышленной эксплуатации. На реализацию проекта компанией был привлечен заем в виде кредитной линии от Евразийского банка развития в размере 196 млн евро (освоена на 82%) со сроком погашения 22 февраля 2029 года. Проект должен позволить увеличить производство угля на «Богатыре» с 32 до 40 млн тонн в год.

В свою очередь исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец сообщил, что в настоящее время АЗРК рассматривается вопрос по введению ценового регулирования на энергетический уголь.

«Отмечаем, стоимость производства угля зависит напрямую от рыночных факторов, таких как: железнодорожные расходы – 21,57% от себестоимости, дизельное топливо и бензин – 27–30% от себестоимости, покупка запасных частей и комплектующих – 41,12% от себестоимости, заработная плата – 7,07% от себестоимости; услуги, оказываемые сторонними предприятиями, такие как буровзрывные работы и другие – 2,69% от себестоимости и прочие затраты – 0,30% от себестоимости. В дополнение в последние годы наблюдается существенное повышение стоимости перевозки угля железнодорожным транспортом», – сказал он.

По его словам, на фоне инфляционных процессов «Богатырь Комир» было принято решение произвести поэтапное повышение отпускной цены угля с августа 2022 года. Отмечаем, что для возможности контроля электростанциями расходов «Богатырь Комир» было принято решение не производить одномоментное повышение отпускных цен, распределив рост стоимости продукции на периоды времени.

Как он напомнил, контроль за ценами на уголь «Богатырь Комир», включая установление монопольно высоких цен, в соответствии с Предпринимательским кодексом осуществляется антимонопольным органом. При наличии признаков необоснованного завышения цен антимонопольный орган проводит расследование, и при установлении такого факта принимает меры реагирования, включая оборотный штраф и изъятие всей полученной чистой прибыли.

В этой связи Радостовец считает нецелесообразным предложение АЗРК о введении государственного регулирования цен на энергетический уголь. По его мнению, с учетом прямой зависимости производства угля от рыночных факторов, сдерживание цен на уголь приведет к невозможности покрытия производственных затрат и стимулирует риски остановки добычи угля.