Потребительская уверенность казахстанцев в мае продолжила снижаться

Опубликовано
Как меняются индексы потребительской уверенности казахстанцев. Фото: кursiv.media

Замедление инфляции не придало потребительской уверенности жителям Казахстана. За последний месяц весны рейтинг CCI опустился ниже в границах пессимистичной зоны. Об этом говорят результаты свежего опроса общественного мнения, который провел Центр социологических исследований Kursiv Research.

Снова вниз

Напомним, в апреле индекс потребительской уверенности (CCI), определяющий экономическую активность жителей Казахстана, снизился на 5,2 пункта в остановивших на отметке 96,5, что находится в границах пессимистичной зоны – менее 100. В мае этот индикатор потерял еще 0,8 пункта, снизившись до уровня 95,7. Зафиксированный спад индикатора говорит о росте негативных оценок экономической жизни и, прежде всего, нынешней ситуации – индекс оценки текущего состояния опустился на 1,3 пункта, индекс потребительских ожиданий также сократился, но лишь на 0,5 пункта.

Среди частных индикаторов наибольшее падение показал индекс благоприятности условий для крупных покупок. После увеличения в марте и апреле этот показатель снизился на 4,3 пункта, что говорит о росте не­уверенности среди респондентов. По 1,2 пункта потеряли индексы произошедших и ожидаемых в долгосрочной перспективе изменений экономической ситуации. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в краткосрочной перспективе снизился всего на 0,3 пункта, а индекс ожидае­мых изменений личного материального положения – и того
меньше – на 0,2 пункта.

Единственный частный индикатор, показавший рост по итогам мая, – это индекс произошедших изменений личного материального положения, увеличившийся на 1,6 пункта.

Поскользнулись на бензине

По итогам месяца зафиксирован рост индекса потребительской уверенности среди мужчин, он увеличился на 1,8 пункта, достигнув отметки 96,3. В то же время наблюдалось снижение этого индикатора среди женщин – на 3,3 пункта, до 95,1. Это может быть связано с сезонным фактором. Традиционно «мужские» отрасли, такие как строительство, транспорт и сельское хозяйство, в мае показывают рост. В то же время «женские» сферы, например, образование, здравоохранение и торговля, остаются стабильными. Наибольшее падение индекса CCI в мае (–6 пунктов) зафиксировано среди молодежи. Вероятно, сильным инфляционным импульсом для молодых респондентов стало подорожание бензина. Напомним, с 12 апреля правительство значительно повысило предельные розничные цены на автомобильное топливо.

В результате по итогам апреля стоимость бензина выросла на 9,7%, показав рекордный рост с сентября 2015 года. «Народный» бензин АИ-92 за апрель подорожал на 11,1%. В других возрастных группах наблюдается обратная зависимость между возрастом и потребительской уверенностью – чем старше возрастная группа, тем ниже уровень индикатора. При этом в возрастной группе 45–59 лет отмечен рост индекса потребительской уверенности на 2,1 пункта, что говорит о положительной динамике в сравнении с предыдущим периодом.

Оптимизм в Шымкенте, пессимизм в Кызылорде

В мае самое высокое значение индекса потребительской уверенности было зафиксировано в Шымкенте – 102,1 пункта. Среди положительных изменений респонденты из южного мегаполиса Казахстана отмечают активное дорожное строительство, в частности возведение объездной дороги
вокруг города. Также индекс CCI в пределах оптимистичной зоны отмечен в Астане (101,0), Атырауской (100,5) и Акмолинской (100,4) областях.

Наибольший рост индекса CCI отмечен в Костанайской области – плюс 10,4 пункта. Однако несмотря на это индикатор остался там в границах пессимистичной зоны (96,5). В остальных регионах Казахстана также преобладают негативные оценки. Самое низкое значение индикатора CCI зафиксировано в Кызылординской области (83,2), там же отмечено и наибольшее падение индекса в мае – минус 17,1 пункта. Регион характеризуется низкой диверсификацией экономики, а меры по стимулированию малого и среднего бизнеса пока не принесли свои плоды.

Обмеление Сырдарьи и связанное с ним сокращение производства риса в Кызыл­ординской области также может негативно влиять на оценки экономической ситуации со стороны жителей. Тем не менее в предыдущие три месяца индекс CCI в этом регионе в среднем составлял 101,8 пункта и майское падение может оказаться единовременным снижением, как это было с Улытауской областью, где в апреле индекс упал с 103,7 до 88,7 пункта, а затем в мае восстановился до 97,4 пункта.

По данным девяти ежемесячных обзоров от Центра социологических исследований Kursiv Research, индекс потребительской уверенности в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях всегда оставался ниже среднего значения по республике, а в Туркестанской и Мангистауской областях – всегда был выше.

На вопрос «Что вас больше всего волновало, вызывало наибольшее беспокойство?» каждый четвертый респондент ответил «ничего». По сравнению с апрелем стало меньше обеспокоенных финансовыми трудностями (снижение с 23,9 до 17,9%), а также инфляцией, ростом цен и
тарифов (снижение с 14 до 9,1%) – замедление инфляции в мае стало ощущаться респондентами, о чем говорят и другие результаты исследования. Среди волнующих тем жители также называли проблемы со здоровьем и болезни (8,8%) и семейно-бытовые вопросы (8,2%). Потребители ощутили замедление инфляции.

По данным Бюро национальной статис­тики, годовая инфляция в Казахстане в мае замедлилась с 16,8 до 15,9%. Что, в свою очередь, сказалось на настроениях респондентов. Число опрошенных, которые отметили резкий рост цен по итогам месяца, снизилось на 3,9% – с 57,4 до 53,6%. Значительное подорожание товаров и услуг за прошедший месяц отметили больше женщины (57,8%), чем мужчины (48,9%). Большую чувствительность к инфляции со стороны женщин показывают все проведенные исследования.

Также традиционно рост цен более заметен для самых малообеспеченных жителей – тех, чей доход не превышает 60 тыс. тенге в месяц (60,8%). Острее других рост цен в мае ощущали жители Восточно-Казахстанской (61,9%), Абайской (61,4%), Актюбинской (60,9%) и Алматинской областей
(59,9%), а также города Астаны (58,5%). Оценки роста цен по итогам последнего года не претерпели заметных изменений. О том, что за последние 12 месяцев цены резко выросли, сказали 71% респондентов (70,8% в апреле). Наиболее остро годовую инфляцию ощутили жители Павлодарской (82,6%), Абайской (76,9%) и Восточно-Казахстанской областей (75,8%).

Выросла неопределенность

С сокращением инфляции уменьшается доля респондентов, ожидающих резкого роста цен в ближайший месяц и год, однако в ответах растет неопределенность. Так, быстрого повышения цен по итогам ближайшего месяца ждут 17,1% опрошенных, что на 3,1% меньше по сравнению с
аналогичным показателем в апреле. При этом в апреле, вероятнее всего на фоне повышения цен на ГСМ, мы увидели некоторый всплеск показателя до 20,2%, что больше результатов января – марта.

Резкого подорожания жизни в ближайший год ожидают 21,4% участников опроса, это на 2,9% меньше по сравнению с уровнем прошлого месяца. Интересно отметить, что население пока что не восприняло многочисленное количество новостей о скором повышении тарифов на услуги ЖКХ. Уже с 1 июня недавним приказом Министерства энергетики повышаются предельные тарифы на электроэнергию у большинства производителей, а по состоянию на конец мая антимонопольщикам поступила 71 заявка от коммунальных компаний в рамках новой программы «Тариф в обмен на инвестиции».

При этом доля сторонников умеренного сценария изменилась незначительно, тогда как число затруднившихся спрогнозировать динамику роста цен в ближайший месяц увеличилось на 1,6% (до 12,3%). Неопределенность инфляционных ожиданий в перспективе 12 месяцев увеличилась до максимального в 2023 году уровня – 13,5%. Вероятно, это обусловлено в том числе апрельским повышением цен на топливо. Ожидаемый уровень годовой инфляции в мае превысил фактический
уровень годовой инфляции в марте на 0,5% и прогнозируется на уровне 16,4%, что подтверждает тезис про инерционность негативного восприятия экономических процессов.

Несмотря на устойчивую тенденцию сокращения инфляционных процессов на протяжении весенних месяцев, в мае несколько возросла неопределенность в оценках будущего роста цен среди респондентов от 45 лет и старше. Тогда как «молодежь» более склонна считать, что цены
будут расти теми же темпами, в основном реагируя на более сильные инфляционные импульсы, например, резкое увеличение цен на бензин.

Анализ инфляционных ожиданий интересен и в региональном разрезе. Наибольшего роста цен как по итогам ближайшего месяца, так и в годовой перспективе ждут жители Улытауской области (29,7% и 38,1% соответственно). Проблема роста цен на основные продукты питания в этом регионе усугубляется его импортозависимостью, отсутствием собственного стабилизационного фонда и прекращением с июня 2022 года товарных интервенций из стабфонда Карагандинской области. Резкое подорожание жизни к июлю также прог­нозируют в Восточно-Казахстанской (26,2%) и
Актюбинской (23%) областях. Высокий рост цен в ближайшие 12 месяцев ожидают в Атырауской (28,3%) и Актюбинской (26,4%) областях.

Доллар замедлился

По итогам мая курс тенге к доллару США вырос на 1,2% и достиг отметки 447,71 тенге за единицу американской валюты. На фоне весеннего укрепления тенге большая же часть респондентов посчитала, что через месяц доллар будет стоить столько же, сколько сейчас (46,9%). В то, что по итогам июня доллар будет стоить больше, верит 26,6% опрошенных, меньше – 7,4%. Еще 19,1% затруднились ответить на этот вопрос. Также фактором улучшения доверия к тенге могло стать резкое снижение волатильности в апреле-мае в сравнении с мартом. В мае разброс курса составил 12,5 тенге, тогда как в марте он достигал 43,85 тенге.

Доля тех, кто считает, что через год доллар будет стоить больше, снизилась на 1,7% по сравнению с тем же показателем в апреле. При этом большинство участников исследования по-прежнему прогнозируют рост американской валюты по итогам 12 месяцев (44,2%). Число считающих, что через год доллар будет стоить столько же, в мае увеличилось на 2,3% и составило 22,9%. Также выявлен рост неопределенности в ответах – спрогнозировать динамику курса американской валюты в годовой перспективе затруднилось на 1% больше респондентов (22,9%).

Как показывают все опросы Центра социологических исследований Kursiv Research, повышательные настроения в отношении доллара более распространены среди мужчин, чем среди женщин. В мае эти показатели составили 46,4% и 42,1% соответственно. В потенциал роста американской валюты традиционно больше верит молодежь (55,9%). Чем старше респонденты, тем реже они прогнозируют подорожание доллара и чаще затрудняются с ответом (36,2% затруднившихся среди жителей старше 59 лет).

Дороже топливо, дороже продукты

Среди товаров и услуг, рост цен на которые наиболее заметен, жители Казахстана второй месяц выделяют автомобильный бензин. Число респондентов, отметивших подорожание бензина в апреле, увеличилось в 3,7 раза по сравнению с мартом – был отмечен резкий рост с 4,9 до 18,2%. В мае подорожание бензина продолжало беспокоить 13,3% опрошенных. В абсолютных цифрах наибольший дискомфорт потребителей по-прежнему вызывает рост цен на продовольственные товары первой необходимости. Участники опроса констатируют, что цены выросли на мясо и птицу (38,8%), овощи и фрукты (38,%), молоко и молочные продукты (36,9%), крупы и макаронные изделия (36,4%), хлеб и хлебобулочные изделия (32,3%), сахар и соль (30,3%). Медианная оценка ожидаемой инфляции осталась на том же уровне, что и в апреле – 20%.

Больше тревожит безработица

Вместе со снижением индекса потребительской уверенности жителей Казахстана активизировался страх общества перед проблемой безработицы. Напомним, индекс ожидания безработицы находится в обратной зависимости от уровня тревоги относительно рынка труда – чем меньше показатель, тем острее ощущается проблема занятости.

В мае индекс ожидания безработицы упал на 3 пункта, до 72,3, что является минимальным значением за все время наблюдений. Доля тех, кто считает, что через год безработных в стране станет больше, выросла на 1,9% за месяц: с 39,8% в апреле до 41,7% в мае. Негативные ожидания особенно заметны среди людей предпенсионного возраста (47,8%). В региональном разрезе страх безработицы особенно силен среди жителей Туркестанской (53,2%), Атырау­ской (53%), Мангистауской (52,7%) и Жамбылской областей (51,5%).

Выше уверенность – охотнее займы

Потребительскую уверенность людей во многом определяет их готовность брать кредиты и делать вклады в банках. Индекс кредитного оптимизма жителей Казахстана в мае вырос по сравнению с апрелем, но лишь на 0,3%. Примечательно, что самое высокое значение индикатора зафиксировано в Шымкенте (38,6) – там же, где и наибольший индекс потребительской уверенности. Самый низкий индекс кредитного оптимизма отмечен в Кызылординской области (26,3) – регионе-аутсайдере по индексу CCI.

Индекс депозитного оптимизма также показал незначительный рост – на 0,5 пункта за месяц: от 50,5 в апреле до 50,9 в мае. Среди возрастных групп наибольшее доверие к банковским вкладам демонстрирует молодежь (57,6), наименьшее – респонденты предпенсионного (47,5) и пенсионного возраста (45,3). В разрезе регионов самый высокий показатель индекса депозитного оптимизма зафиксирован в Мангистауской области (57,9), самый низкий – в Абайской области (42,8).

Что говорят цифры

В мае индекс потребительской уверенности жителей Казахстана продолжил снижение в границах пессимистичной зоны, что связано, прежде всего, с ухудшением оценок текущего положения дел. Наблюдается рост негативных ответов на вопросы об экономической ситуации в республике и перспективах ее развития в долгосрочной перспективе.

Общество инерционно реагирует на замедление инфляции и укрепление курса тенге. Зато оперативно фиксирует повышение цен на бензин, которое, кроме прочего, усиливает неопределенность инфляционных ожиданий. На фоне роста непредсказуемости резко упал индекс благоприятности крупных покупок и вырос страх безработицы в обществе. Весеннее улучшение показателей инфляции в Казахстане и укрепление тенге не переломило негативный тренд на снижение потребительской уверенности жителей Казахстана. Какую динамику продемонстрируют
индексы по итогам июня, покажет новое ежемесячное исследование Kursiv Research. Следите за нашими публикациями.

Материал подготовлен Центром социо­логических исследований Kursiv Research. Исследование проведено методом телефонного опроса (CATI), в котором принял участие 3601 совершеннолетний респондент. Опрос прошел в мае 2023 года во всех регионах Республики Казахстан, его выборка репрезентативна по полу, возрасту и месту проживания участников исследования.

Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global:

Индекс потребительской уверенности от Kursiv Research падает второй месяц подряд и достиг самого низкого уровня с сентября 2022 года. Правда, на этот раз падение оказалось не настолько значительным – всего 0,9 пункта. Причем снижение уверенности происходит несмотря на резкое замедление месячной инфляции в мае до уровней, которые мы не наблюдали с декабря
2021 года. И также роста ВВП до 5% в январе – апреле текущего года (впервые с 2013
года).

Предположу, что есть определенное отставание по времени и что сильный рост ВВП может быть не репрезентативным для большинства населения. Поэтому необходимо будет и дальше развивать исследование, подключая в работу другие, более частные макропараметры. Однако за месяц инфляционные настроения опрошенной аудитории заметно снизились после единовременного роста показателя в апреле на фоне увеличения цен на горюче-смазочные материалы. Текущие новости о старте повышения тарифов на электроэнергию с июня, а также с лета на остальные виды коммунальных услуг пока что не повлияли на настроения.

Вероятно, мы увидим возрастание показателей уже по мере фактического роста тарифов. С другой стороны, цены на продовольствие демонстрируют сильное замедление (самое низкое значение с сентября 2021 года) на фоне снижения скорости мировой инфляции на эти товары. Это несомненно позитивно сказалось на настроении населения, учитывая высокую долю продуктов питания в расходах (51% в среднем).

Также можно отметить дальнейшее падение ожиданий по ослаблению тенге к доллару. Скорее всего, кроме фактического укрепления тенге свою роль также сыграло продолжаю­щееся уменьшение волатильности обменного курса. Напомню, что в марте курс колебался от 427 до 471 тенге, тогда как в мае диапазон составил 440,5–453 тенге. Кроме того, спекулятивно можно отметить роль новостей по потолку госдолга, которые были в ведущих СМИ в течение всего мая.

Читайте также