Новости

Названы новые направления для экспорта казахстанской нефти

Куда еще Казахстан планирует экспортировать нефть. Фото: Shutterstock

Представители ценового агентства Argus на V международной конференции «Argus нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2023» назвали новые предполагаемые направления для экспорта казахстанской нефти.

По словам одного из представителей Argus, в текущем году прогноз по производству нефти в Казахстане предусматривает увеличение до 90,5 млн тонн. Он говорит, что это приведет к наращиванию экспортных потоков до 71 млн тонн, а объемы переработки заводов останутся примерно на прежнем уровне (17,9 млн тонн по сравнению с 18 млн тонн в 2022-м).

«После вступления в силу санкций против российской нефти, казахстанские экспортеры, которые отгружали объемы Urals, столкнулись как с резким падением цен на танкерные партии, так и с необходимостью дифференцировать и разделить потоки и объемы, которые идут из Казахстана и России. Параллельно происходят достаточно ограниченные закупки казахстанской нефти со стороны Китая. На этом фоне экспортеры казахстанских объемов начали активно прорабатывать альтернативные маршруты», — сказал спикер.

Все новые направления, по его словам, делятся на фактические, по которым уже идут поставки, и обсуждаемые. Основным действующим альтернативным маршрутом на данный момент является транзит через Каспий, через Азербайджан в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. По этому направлению планируется отгрузка в текущем году около 1,5 млн тонн казахстанской нефти. К 2026 году этот показатель планируется увеличить в 10 раз. Также с прошлого года возобновились железнодорожные перевозки тенгизской нефти в порт Батуми. Кроме того, начались поставки по серверной ветке трубопровода «Дружба» в направлении Германии.

«Из обсуждаемых маршрутов можно выделить в первую очередь Баку-Супса. Он не работает с прошлого года, пока поставки под вопросом из-за текущей ситуации по нескольким участкам этого нефтепровода. Также казахстанским экспортерам интересно направление Ирана. Часть компаний рассматривают варианты железнодорожного транзита в направлении стран Балтии. Южная ветка трубопровода «Дружба» достаточно активно обсуждается. В этом месяце мы встречались с восточно-европейскими переработчиками, которые в том числе работают с объемами Urals. От них поступало много запросов, очень большой интерес к более активному использованию южной ветки «Дружбы». Финское железнодорожное направление тоже рассматривается. Но это очень большие транспортные издержки из-за сложной логистики», — отметил представитель Argus.

Он добавил, что КТК остается основным и более того, в текущем году ожидается увеличение прокачки из Казахстана до 56,5 млн тонн в год.

Другой представитель ценового агентства также рассказал о перспективах поставок нефти нового казахстанского сорта KEBCO, который по качественным характеристикам очень похож на российский Urals (среднетяжелая нефть). В нем заинтересованы несколько государств Средиземноморья, в частности, Италия, Испания и Турция.

«10% нефти качества Urals по-прежнему поступает в Европу в виде казахского KEB

CO. И несмотря на то, что отгружается сорт как из Новороссийска, так и из Балтии, оседает он как правило (около 90%) в Средиземноморье. Это традиционные страны-потребители среднетяжелых сортов – Италия, Испания, Турция. Они ранее активно потребляли Urals, особенно Италия. Сейчас, насколько возможно, переключились на KEBCO. Перспективы KEBCO пока во многом устойчивы, потому что конкурирующие сорта к ним не приходят. KEBCO торгуется с премией, несмотря на скидки Urals в $20 на баррель. Цены котируются, потому что есть спрос в Средиземноморье на нефть такого качества», — говорит спикер.

По его словам, традиционные европейские сорта, которые раньше уходили в Азию, сейчас практически перестали это делать. Они остаются в Европе и перерабатываются на местных заводах. Среди среднетяжелых сортов там более всего популярен норвежский сорт Johan Sverdrup, 90% всех объемов остается в Северо-Западной Европе. С января 2021 года среднемесячный объем экспорта в Азию из Европы сократился более, чем в 20 раз.

«Сейчас оттуда практически ничего не уходит. Это позволило европейским заводам отчасти скомпенсировать, некоторым образом, прекращение поставок Urals», — сказал представитель Argus.

В заключение он добавил, что пока серьезного роста, который бы мог действительно компенсировать прекращение поставок Urals в Европу, не наблюдается.