Когда власти Казахстана планируют отменить ценовое регулирование на сжиженный нефтяной газ (автогаз), введенное еще в начале прошлого года после январской трагедии, рассказал представитель Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) на V международной конференции «Argus нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2023».
Спикер уточнил, что у АЗРК нет функции прямого ценового регулирования, за исключением ЧС и стихийных бедствий. Он напомнил, что в начале прошлого года из-за перехода на рыночный механизм ценообразования стоимость сжиженного газа подскочила вдвое. На этом фоне начались протесты. Пятого января правительство пошло на снижение стоимости топлива до 50 тенге за литр и ввело госрегулирование цен на сжиженный нефтяной газ на 180 дней. В конце прошлого года регулирование стоимости топлива продлили до 30 июня 2023-го. Предельные розничные цены на автогаз в Казахстане варьируются от 50 до 65 тенге за литр в зависимости от региона.
«Регулирование предполагало временный характер на 180 календарных дней, однако вследствие социально-политической ситуации в стране пришлось его продлить. Участники рынка подают сигналы, что эта цена их не устраивает. В некоторых регионах даже снижается число участников рынка из-за его непривлекательности. В ближайшей перспективе мы эту функцию [регулирования цен] передадим в Минэнерго. У нас есть понимание, что рынок СНГ конкурентный, и там нет необходимости ценового регулирования. Вопрос времени, когда мы к этому перейдем», – сказал представитель АЗРК.
Кроме того, во время январской трагедии президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству перенести на год полный переход на реализацию сжиженного газа через электронные торговые площадки и биржи. Он говорил, что необходимо тщательно подготовить нормативно-правовую базу, обеспечить прозрачную работу торговых площадок, внедрить механизмы ограничения резкого роста цен. По мнению представителя АЗРК, предложение продавать на биржах 20% от плана поставок на внутренний рынок поможет сформировать «правильные рыночные индикаторы».
«Если мы возьмем 20-процентный сегмент, где есть около 100 участников рынка, и с другой стороны – огромное количество покупателей, это была бы живая конкуренция. Наши российские коллеги считают, что 20% объема реализации на бирже достаточно для формирования основателей ценовых индикаторов. Мы идем от обратного – берем 100-процентный объем и от каждого субъекта считаем по 20%. Но с учетом монопольной структуры рынка такая ситуация как будто не дает ему (рынку) продвинуться», – говорит спикер.
Он сказал, что власти пока еще не разработали подход к тому, как должны работать товарные биржи и сколько их должно быть. Представитель АЗРК предположил, что 18 товарных бирж, которые на данный момент существуют в Казахстане, слишком много. Он добавил, что появляются различные «карманные» биржи.
«Чтобы сосредоточиться на качестве, у нас есть соответствующие коллегии, департамент биржевого контроля, суды – все работают в направлении сокращения этих бирж и их закрытия. Мы повышаем различные требования и стандарты. Сколько должно быть бирж в Казахстане, к примеру, для ГСМ, тоже сложно сказать. Пока у нас нет подхода, чтобы выбрать одну биржу, где бы все торговалось, было бы все ликвидно», – признался представитель АЗРК.
Он также отметил, что нужно поэтапно идти к привязке цен к каким-то более стабильным индикаторам, например, к котировкам Argus или Platz.
«У нас в Казахстане спрашивают, почему нефть дешевеет, а бензин не дешевеет. Потому что мы не связаны напрямую с мировыми рынками. С коллегами из Минэнерго подняли недавно утраченный приказ от 2015 года, где предлагалась формула привязки к мировым ценам на нефть. Однако его так и не утвердили», – сказал спикер.
АЗРК сейчас поднимает вопрос, чтобы вернуться к этой формуле и сделать казахстанский внутренний рынок более привлекательным. Пока все рекомендации находятся на стадии проработки, заключил представитель Агентства.