«Казатомпром» ожидает начать получать концентраты редких металлов (в частности, тантал, ниобий и бериллий) с месторождения Верхний Иргиз в Актюбинской области в 2027 году, сообщил «Курсиву» председатель правления компании Ержан Муканов.
«Есть программа развития добычи редких и редкоземельных металлов АО «НАК «Казатомпром». По данной программе мы планируем получить права на недропользование по месторождениям редкоземельных металлов, в частности мы уже получили месяц назад права на месторождение Верхний Иргиз в Актюбинской области. Разработана дорожная карта по разработке данного месторождения. Ориентировочно в 2027 году мы начнем получать оттуда концентраты», – сказал он «Курсиву».
«Казатомпром» сообщил 4 мая, что его дочерняя компания – «Ульбинский металлургический завод» (УМЗ), получила лицензию на разведку твердых полезных ископаемых на месторождении Верхний Иргиз в Актюбинской области. Для оценки и подтверждения запасов и ресурсов редких металлов (тантал, ниобий, бериллий) предприятие проведет на участке работы по геологическому изучению недр.
Проект позволит «Казатомпрому» обеспечить действующее производство собственной минерально-сырьевой базой, снизить себестоимость конечной готовой продукции, повысить экономическую эффективность и создать новые рабочие места. УМЗ является одним из признанных в мире производителей урановой, бериллиевой, танталовой и ниобиевой продукции.
Завод – единственное на территории СНГ и одно из крупнейших в мире предприятий, имеющих полный производственный цикл от переработки тантала, ниобия и бериллия до выпуска готовых изделий высокого качества. Редкие и редкоземельные металлы и их соединения обладают уникальными свойствами и широко применяются в различных секторах экономики: авиации, космической технике и ракетостроении, атомной промышленности, медицине, приборостроении, электронике, машиностроении и металлургии. Компания приняла программу развития редких и редкоземельных металлов на 2022–2029 годы.
Глава «Казатомпрома» сообщил «Курсиву», что компания ведет работу и по получению лицензий на другие месторождения редких и редкоземельных металлов, но раскрыть эту информацию пообещал по факту.
«По остальным месторождениям мы ведем работу, но эту часть мы пока не можем раскрыть. Когда мы получим, тогда мы скажем. Но мы ведем работу по получению дополнительных месторождений», – сказал он.
Официальный представитель Европейской комиссии Роберт Томас (DC GROW) сообщил в апреле в ходе горнорудного форума MINEX Qazaqstan, что Европейский союз поможет Казахстану не только в добыче редкоземельных и других металлов, которые критически важны для него, но и в их переработке.
Казахстан и Евросоюз подписали 7 ноября прошлого года стратегическое партнерство по устойчивому производству сырья, аккумуляторов и водородных цепочек. За шесть месяцев с этого момента страны должны были выработать дорожную карту партнерства.
За последние два года список стран, от которых Европа зависит по импорту критически важного сырья (редкоземельные металлы и другая продукция, востребованная в производстве продукции двойного назначения, возобновляемой энергетике и аэрокосмической промышленности), не изменился. Вместе с тем особенно важной стала поставка сырья для военно-промышленного комплекса Европы, которая активно направляет вооружение и боеприпасы для поддержки Украины после полномасштабного вторжения России в феврале прошлого года.
Роберт Томас отметил, что в 2030 году Европа хотела бы охватить добычу 10% стратегического сырья, а также 40% его переработки. В Европе разведка и добыча такого сырья остановилась еще в 19-м веке, поэтому там потребуется возобновить эту работу.
С 2020 года Евросоюз подписал соглашения о стратегическом партнерстве по устойчивому производству сырья, аккумуляторов и водородных цепочек с четырьмя странами: Канадой, Украиной, Намибией и Казахстаном.
Как указывалось на слайдах, Казахстан поставляет 71% необходимого Евросоюзу фосфора. Он используется при производстве литий-ионных аккумуляторов, а также при выпуске взрывчатых и зажигательных составов. Россия и Украина обвиняли друг друга в использовании фосфорных бомб в ходе конфликта на территории Украины.
Также Казахстан покрывает 36% потребности Европы в титане. Он используется при производстве гражданских и военных самолетов, а также танков, которые страны Европы начали поставлять в Украину. По данным Еврокомиссии, при выпуске танков по стандартам НАТО в 2020 году в среднем использовалось 20% алюминия, 50% стали и 15% титана. При производстве воздушных судов НАТО требовалось до 30% алюминия, 10% стали, 15% титана и 29% композитных материалов. Только для выпуска военных самолетов и танков НАТО в 2022 году потребовалось около 81 тыс. тонн титана. Что касается гражданских воздушных судов, то они на 53% состояли из алюминия, на 10% – из стали, на 8% – из титана и на 28% – из композитных материалов.
Председатель правления компании «Казатомпром» Ержан Муканов сообщил 17 марта, что компания ведет работу по получению лицензий на разработку редкоземельных металлов. В частности, дочерней компании «Казатомпрома» – «Ульбинскому металлургическому заводу» (УМЗ) – требуется бериллий и тантал.
Возможность участия китайских компаний в производстве тантала и бериллия в Казахстане обсуждалась в конце марта в ходе визита в Алматы китайской делегации, которую возглавил член политбюро ЦК КПК, секретарь парткома КПК Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Ма Синжуй. Китай поставляет более 90% редкоземельных металлов, используемых в ЕС, а «Российские железные дороги» являются ключевым оператором их транспортировки в Европу. В январе в Bloomberg называли поставку китайских редкоземельных металлов через РФ самым уязвимым звеном в цепочках поставок для производства вооружения в Европе.