Топ-менеджер американской компании, переехавший в Казахстан, в обход санкций поставлял IT-оборудование в Россию – Reuters
Топ-менеджер технологической компании из США Extreme Networks Сергей Гусаков, который в середине 2022 года переехал в Казахстан, помогал России получать IT-оборудование после того, как фирма ушла с российского рынка на фоне полномасштабного вторжения в Украину. На ситуацию обратило внимание издание Reuters.
По данным источников агентства, Сергей Гусаков, работая руководителем Extreme по бывшим советским республикам, в апреле 2022 года создал собственную компанию «Вектор-Т» для поставки российским клиентам IT-оборудования. Его производит конкурент Extreme из Китая и оборудует гаджеты американскими микропроцессорами, утверждает издание. В результате запрещенные к экспорту в Россию чипы из США проникли в страну.
Реорганизация офиса в России и переезд в Казахстан
В апреле прошлого года Extreme реорганизовала свой региональный офис в России, а Гусаков и еще несколько сотрудников московского офиса переехали в Казахстан, говорят источники издания. Гусаков, пришедший в Extreme в 2010 году, согласно профилю, опубликованному на сайте компании, сохранил за собой должность регионального менеджера по СНГ. В том же месяце Гусаков стал соучредителем компании «Вектор-Т» в российском Орле. Собеседники издания добавляют, что он не уведомил об этом своего работодателя Extreme.
Летом 2022 года коллега Гусакова предупредил высшее руководство Extreme, что участие Гусакова в продажах оборудования в России может нарушать правила компании. В жалобе сотрудника отмечается, что «нарушения приведут к сильному удару по репутации Extreme на фоне войны в Украине».
Представители фирмы отказались комментировать деятельность «Вектор-Т», заявив, что она находится вне контроля Extreme и не ответили на вопросы о текущем статусе Гусакова в компании. Тем не менее его профиль удалили с сайта американской компании 23 июня после запроса Reuters. В социальной сети для деловых контактов LinkedIn в профиле Сергея Лысакова указано, что он все еще работает в Extreme Networks.
В американской компании также сообщили, что действия Гусакова расследуются юридическим отделом компании и независимыми консультантами. В Extreme добавили, что «очень серьезно относятся к своим обязательствам по соблюдению экспортного контроля США» и не ведут бизнеса в России. В разговоре с агентством сам Гусаков сказал, что информация о создании бизнеса в РФ является «вымыслом».
На сайте «Вектор-Т» говорится, что компания разрабатывает и производит компьютерное сетевое оборудование для российского рынка. Согласно юридической отчетности, в прошлом году выручка компании составила около $1 млн.
Продукция «Вектор-Т» производится на китайском предприятии с использованием американских микрочипов
Устройства, которые продает «Вектор-Т», производятся в Китае на предприятии Yunke China Information Technology (работает под брендом DCN). Полученные Reuters фотографии микросхем в гаджетах, продаваемых под брендами DCN и «Вектор-Т», показывают, что они идентичны. При этом продукция DCN содержит микрочипы, произведенные американскими технологическими компаниями Marvell Technology и Lattice Semiconductor.
Высокопоставленный руководитель DCN сообщил, что они полагаются на полупроводники Marvell для некоторых своих продуктов, заявив, что у американской компании «много торговых посредников в Китае». При этом DCN отказался комментировать наличие разрешения для китайской компании от Marvell и Lattice на экспорт их продукции в Россию.
Руководитель Lattice сначала сказал, что DCN использует их компьютерные чипы, но позже отказался от своих слов. «Доля американских технологий в продуктах DCN очень мала», — уточнил он. Lattice сообщила, что прекратила все продажи в Россию после вторжения в Украину и полностью соблюдает экспортные правила США.
Marvell заявила, что не продает свою продукцию в Россию. Причем все ее дистрибьюторы и их клиенты в Китае должны подтверждать, что продукция не будет перепродаваться в РФ. Однако в Marvell признались, что не всегда могут отследить, куда попадают их товары.
«Возможно, что некоторые из клиентов дистрибьютора могут в дальнейшем перепродавать продукцию компаниям, которые Marvell не может контролировать», — добавил собеседник.
Гусаков и «Вектор-Т» отказались комментировать использование технологии DCN. DCN подтвердила экспорт продукции в Россию, но не раскрыла информацию о своих деловых отношениях с «Вектор-Т». По данным российской таможни, за 12 месяцев до 31 марта 2023 года DCN экспортировала в Россию оборудование на сумму не менее $11 млн, включая поставки, предназначенные для «Вектор-Т».
Данная ситуация подтверждает, что экспортные ограничения для технологических компаний и антироссийские санкции, введенные в феврале 2022 года, не остановили поток электронных компонентов на миллиарды долларов в Россию через сторонних поставщиков, указывает Reuters. В октябре прошлого года издание писало, что Extreme перед полномасштабным вторжением России в Украину предоставила IT-оборудование находящейся под санкциями США военной компании. Фирма производит ракеты для системы ПВО С-400, одного из самых современных вооружений России.
Extreme подтвердила выводы Reuters, заявив, что ее продукция «попала в плохие руки», и сообщила регулирующим органам США, что расследует нынешних и бывших сотрудников на предмет возможной причастности и «внедрит лучший в своей отрасли» экспортный контроль.