Новости

Казахстанские майнеры покупают электроэнергию в России по ночам

Казахстанские майнеры покупают российскую электроэнергию по ночам. Фото: shutterstock и unsplash

17 казахстанских майнеров покупают необходимую им электроэнергию по ночам в России, сообщил «Курсиву» управляющий директор компании KEGOC Нуржан Керимкулов.

«Майнеры. Порядка 17 организаций импортируют около 300–370 МВт по кривому графику ночью, так как цена в России ночью и днем отличается», – сказал он «Курсиву».

Председатель правления KEGOC Каныш Молдабаев сообщал в декабре 2022 года, что казахстанские майнеры, работающие официально, нарастили импорт российской электроэнергии с 3 млн кВт⋅ч в мае до 100 млн кВт⋅ч в ноябре прошлого года. Тогда речь шла о 13 майнерах, которые купили 100 млн кВт⋅ч в России по 4 рубля за кВт⋅ч (30,28 тенге за кВт⋅ч по официальному курсу на тот момент). При этом на фоне девальвации рубля российский импорт становится дешевле – по текущему официальному курсу тариф составит всего 20,68 тенге за кВт⋅ч.

Деятельность белых и серых майнеров объявляли одной из ключевых причин возникновения в Казахстане дефицита электроэнергии в последние годы, который составлял, по разным оценкам, от 1 до 1,7 ГВт. Дефицит покрывался за счет импорта из РФ.

В этом году Казахстан остается энергодефицитным, однако размер дефицита летом традиционно снижается, возрастая в зимний период. Недостающие объемы республика получает из России.

«Отклонения по мощности с Россией в этот осенне-зимний отопительный сезон составляли 1,5 ГВт при допустимых по северной зоне 120 МВт. За май в среднем где-то 24 МВт (было отклонение сверх 120 МВт с РФ. – «Курсив»), амплитуда около 100 МВт. Это сверх диапазона. Внутри диапазона мы не рассматриваем», – сказал Керимкулов.

При расчете дефицита или профицита в энергосистеме учитываются различные факторы. В частности, текущее потребление, а также имеющиеся резервы.

«И у нас есть часть потребителей, которые находятся на ограничении, есть часть потребителей, которые вынуждены импортировать электроэнергию. Они вынуждены это делать в условиях дефицита. Поэтому, если суммарно это все рассматривать, то дефицит у нас продолжается», – отметил он.

С 1 июля по 31 августа Казахстан также получает электроэнергию из Кыргызстана, где она образуется за счет сброса воды на крупных гидроэлектростанциях. Эта вода нужна Казахстану на полив посевов. В этом году Кыргызстан поставит 300 млн кВт⋅ч электроэнергии. Равнозначный объем Казахстан должен будет поставить в Кыргызстан в осенне-зимний период, когда уже южная республика столкнется с повышенным потреблением электроэнергии.

На повестке дня также остается вопрос возврата Узбекистаном долга перед KEGOC, однако у узбекской стороны есть собственное понимание проблемы.

«У узбеков есть долг (перед KEGOC. – «Курсив»). Недавно в рамках визита казахстанской делегации в Узбекистан он попал в протокол совещания. Этот долг составляет около $3 млн. Узбекистан связывает этот долг с долгом, который имеет НЭС (национальная электрическая сеть. – «Курсив) Казахстана перед Узбекистаном, и связывает его с урегулированием вопроса. Хотя KEGOC не является правопреемником НЭС Казахстана и мы рассматриваем эти вопросы по-разному», – сказал Керимкулов.

Таким образом, признавая собственный долг перед KEGOC, узбекская сторона настаивает на выплате долга НЭС Казахстана.

Крупными акционерами KEGOC является «Самрук-Казына» – 90% плюс одна акция, Единый накопительный пенсионный фонд – 7,25%. Остальные акции принадлежат миноритариям.

KEGOC разместила на Казахстанской фондовой бирже (KASE) в рамках программы «Народного IPO» 10% минус одну акцию. Инвесторы приобрели 25,9 млн акций по 505 тенге за каждую. На закрытии торгов на KASE 1 июля стоимость одной акции составила 1576,6 тенге.