Сеть АЗС зятя Нурсултана Назарбаева обвинили в перепродаже нефтепродуктов другим автозаправкам
Компания PetroRеtаil (сеть автозаправочных станций под брендом QazaqOil), принадлежащая зятю первого президента Нурсултана Назарбаева — Тимуру Кулибаеву, перепродает часть приобретенных у «КазМунайГаза» нефтепродуктов другим АЗС, утверждают в агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК).
«Высокая разница между оптовыми (227 тенге за литр) и розничными ценами (от 295 до 450 тенге за литр) является основной причиной распространения теневых схем. Основной объем дизтоплива (45%) реализуется крупным сетям АЗС, а в период полевых работ – сельхозпроизводителям (до 30%). Остальной объем рынка так и остается неконтролируемым («в тени»). Так, в структуре контрагентов ТОО «Petrosun» присутствуют прежние посреднические лица ТОО «Silk Way Petroleum», ТОО «SAPAR Trading», ТОО «Petro Capital», ТОО «Lf-Trade» и другие», — говорится в отчете о развитии конкуренции на отдельных товарных рынках в 2022 году.
При этом «КазМунайГаз» гарантировано реализует 35% нефтепродуктов в адрес компании PetroRеtаil (бренд QazaqOil, сети принадлежит 220 собственных АЗС и 17 партнерских), часть из которых, как утверждают в АЗРК, вторично перепродается на рынке в адрес других АЗС.
Petrosun принадлежит «КазМунайГазу» и китайской CNPC. Единственным учредителем Silk Way Petroleum является компания «Торговый дом «Топливно-энергетический комплекс — Казахстан», принадлежащая зятю первого президента Нурсултана Назарбаева, Тимуру Кулибаеву.
Учредителем и руководителем SAPAR Trading является Самат Курмамбаев. У Petro Capital учредитель и руководитель — Айдын Сейсенбай, у Lf-Trade — Каныш Сыздыков.
PetroRеtаil через череду компаний также принадлежит Тимуру Кулибаеву и его бизнес-партнеру Данияру Абулгазину, а также Бауржану Тойбазарову, Айдыну Сейсенбаю и Раушан Сагдиевой.
В агентстве отметили, что АЗРК проверяется факты необоснованных отказов крупных компаний в реализации ГСМ автозаправочным станциям. При этом после смены собственника в компании Petrosun стала широко применяться практика реализации топлива без централизованного учета по устным заявкам потребителей. Одновременно с этим отказы в предоставлении дизтоплива не регистрируются, а также растет реализация дизтоплива за наличные.
Таким образом, сообщается в отчете, государством по-прежнему не контролируется около 30% рынка нефтепродуктов, что негативно влияет на прозрачность ценообразования и остается одним из факторов искусственного формирования высоких цен.
Другим барьером для развития конкуренции в АЗРК видят то, что за последние три года, несмотря на увеличение объемов производства дизтоплива на 13%, сохраняется отрицательный баланс рынка. Объемы потребления выросли за это время с 4,7 до 5,5 млн тонн или на 15%. Больше всего спрос вырос со стороны сельхозпроизводителей – на 26%. 5% объемов незаконно вывозится из страны, до 10% потребляет транзитный автотранспорт.
В АЗРК отмечают и непрозрачное распределение топлива среди сельхозпроизводителей, а также отсутствие контроля за использованием дизтоплива по льготным ценам. Кроме того, речь идет и о снижении цен нефтеперерабатывающими заводами на сырье.
«С переходом на маркетинговую схему внедряется практика принудительного изъятия НПЗ нефти у частных недропользователей по заниженным ценам. Закупочная цена нефти КМГ снижена со 100 до 70 тыс. тенге за тонну, что не повлекло снижение цены, а лишь увеличило доходность самих НПЗ. Несбалансированное ценовое регулирование стало причиной диспаритета внутренних и внешних цен. Разница стоимости дизтоплива в Казахстане и сопредельных странах достигла 65%», — сообщается в отчете.
В этих условиях меры контроля за незаконным вывозом ГСМ оказались неэффективны. Кроме того, установление единой оптовой цены на дизтопливо, отпускаемого «КазМунайГазом» и Petrosun (236 тыс. тенге за тонну), ставит под угрозу деятельность мелких поставщиков нефти (280-350 тыс. тенге за тонну), у которых себестоимость производства значительно выше. По данным АЗРК, доля малого и среднего бизнеса на рынке ГСМ ежегодно снижается. Это связано с тем, что небольшие АЗС покупают топливо через нефтебазы и крупные сети АЗС.
Другой проблемой в отчете называется рост стоимости услуг НПЗ.
«В 2022 году установлено превышение обоснованной цены Атырауским и Павлодарским НПЗ на 35% и 17% соответственно. Несмотря на это, Атырауским НПЗ в составе КМГ в январе текущего года вновь увеличена стоимость переработки на 27%», — сообщается в документе.
Стоимость услуг по переработке составляет в оптовой цене на топливо около 18%, поэтому удорожание процессинга повышает цены для потребителей. В АЗРК также полагают, что планируемое поэтапное повышение цен на ГСМ является необходимой мерой для устранения дисбалансов на внутреннем рынке.
Однако, добавляют там, в условиях сохранения монопольного состояния оптового рынка повышение цен означает увеличение рентабельности доминирующих оптовых поставщиков и субъектов розничного рынка. Поэтом в АЗРК предлагают увеличить ставки акциза на топливо с целью изъятия сверхприбыли и перераспределения прибыли с оптового звена на недропользователей путем повышения закупочных цен на нефть.