Истории

Почему в Казахстане сложно добывать полезные ископаемые

Фото: из открытых источников

В Казахстане наблюдается истощение запасов действующих месторождений полезных ископаемых. Открытые еще в советские времена залежи находятся на поздней стадии разработки, а на поиск новых выделяют очень мало средств.

Добывающий сектор экономики обеспечивает около 30% ВВП республики, а весь минерально-сырьевой комплекс дает до 70% ВВП и приносит большую часть валютных поступлений страны. Поэтому добыча полезных ископаемых, будь то железо, золото, серебро или же нефть и газ, имеет для государства стратегическое значение.

В чем основные проблемы?

У Казахстана есть богатая минерально-сырьевая база и перспективы для открытия новых месторождений. Республика занимает первое место в мире по запасам хрома, второе – по урану, третье – по цинку, четвертое – по свинцу и т.д. Однако есть немало проблем в отрасли. К примеру, отсутствует актуальная информация по природным системам и недрам, мало проводится геологоразведочных работ, отмечено низкое восполнение запасов. На начало 2021 года коэффициент восполняемости запасов по золоту составил 0,29, меди – 0,08, полиметаллам – 0,21. При этом существует ведомственная разобщенность, слабая связь науки и производства, проблемы с кадрами и другое.

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании в сентябре 2022 года поручил правительству повысить инвестиционную привлекательность индустриального сектора, значительно упростить законодательство и процедуры для привлечения инвестиций в разработку нед и, завершить создание единого банка данных геологической информации.

Как с этим можно бороться?

Недропользователи по мере возможности пытаются решить такие вопросы своими силами. К примеру, золотодобывающая компания «Алтыналмас» проводит оцифровку геологоразведочных данных за 100 лет. В 2022 году компания провела технический аудит по всем своим месторождениям на соответствие международным требованиям. Был составлен отчет по оценке ресурсов и резервов. В него были включены все месторождения компании, включая слабоизученные объекты, которые находятся в отдаленности (до 100 км) от добывающих производственных площадок. Результаты показали, где есть зоны роста и как быстро можно решить вопросы наращивания сырьевой базы.

В этом году в компании был сформирован буровой отряд со штатом около 90 специалистов по наземному и подземному алмазному бурению. Теперь, помимо быстрого выполнения плана по бурению без привлечения подрядных организаций, предприятие может повысить свою экономическую эффективность за счет выполнения буровых работ собственными силами.

Фото: из открытых источников

Основной прирост запасов может обеспечить геологоразведка. При этом надо искать не только новые месторождения, но и завершить изучение тех, которые уже разрабатывают. К примеру, освоение месторождения Пустынное должно было завершиться в 2018 году. Но компания инвестировала в геологоразведку, произвела переоценку ресурсов и в результате продлила срок эксплуатации месторождения. Сейчас в числе перспективных для геологоразведки участков находятся Бактай, Жолымбет и Акбакай.

Не менее важен сбор и цифровизация актуальных данных по месторождениям. Архивная информация находится преимущественно в бумажной версии и собрана с 30-х годов прошлого века. Для изучения потенциала всех месторождений, находящихся в архиве, необходимо оцифровать бумажные носители. «Алтыналмас» планирует оцифровать всю информацию, а затем в ближайшие пару лет идентифицировать документы и систематизировать их в единую базу данных. В результате планируется получить компиляцию работ геологов северного региона за последние 100 лет.

Что происходит в Бестобе

Нередко добывающие предприятия являются градообразующими, и от их деятельности зависит благосостояние жителей сел и городов, расположенных рядом с месторождением. Закрытие производства в таких случаях приводит к социальной напряженности. Бывают также проекты, когда жители выступают против развития производственных площадок.

Фото: из открытых источников

Из-за протестов жителей вынуждена была приостановить работу рудника в поселке Бестобе Акмолинской области компания «Алтыналмас». Дочернее предприятие компании – ТОО «Казахалтын Technology» – в рамках проекта по переработке около 10 млн тонн техногенно-минеральных образований (ТМО), которые были накоплены еще с советских времен, в полукилометре от поселка построила обогатительную фабрику (ОФ) в соответствии с действовавшими на момент строительства нормативными требованиями. Общественные слушания, на которых было получено согласие местных жителей на строительство, были проведены в апреле 2017 года. Реализация проекта дала возможность осуществить перескладирование накопленных, а также последующую утилизацию вновь образуемых ТМО.

Строительство новой фабрики было частью плана по продлению срока жизни месторождения Бестобе, так как прежняя, введенная в эксплуатацию в 1934 году, устарела и была признана аварийной.

Но после того, как стало известно о проводимых оценочных мероприятиях по продлению сроков службы месторождения, некоторые из местных жителей выступили против деятельности компании. Это противостояние выливалось в несанкционированные массовые собрания, препятствия ведению работ, угрозы работникам предприятия, что парализовало работу на Бестобинской производственной площадке. В итоге в мае 2021 года работа обогатительной фабрики была остановлена.

Компания обратилась в Генпрокуратуру и акимат области с просьбой дать заключение на предмет законности строительства и эксплуатации фабрики. Госорганы подтвердили правомочность строительства и продолжения производственной деятельности предприятия. Работа фабрики возобновилась в ноябре того же года.

Но, помимо требования остановить работу ОФ ТМО, жители потребовали закрытия и рекультивации хвостохранилища, куда также сбрасывались шахтные воды после откачки из подземного рудника. В результате выполнения данного требования и в связи с невозможностью откачки шахтной воды прибывающий объем грунтовых вод привел к частичному затоплению подземного рудника Бестобе.

Фото: из открытых источников

В итоге подземный рудник с 2021 года находится на простое. По закону в таких случаях работодатель обязан выплачивать минимальную заработную плату. Однако руководство «Алтыналмаса» добровольно приняло решение платить среднюю заработную плату всем своим работникам во время простоя. С июля 2021 года по январь 2023 года около 1,2 тыс. сотрудников вынужденно не работали, но получали среднюю зарплату. Недавно компания заявила, что приступила к восстановительным работам на руднике Бестобе, главная задача – откачка скопившихся грунтовых вод. И важно это сделать до точки невозврата, когда рудник будет уже сложно вернуть к жизни. Для этого важно прийти к компромиссу и определиться самим жителям поселка Бестобе, что важнее – развитие рудника или бесперспективный простой, который ведет в никуда.

Такие случаи, когда интересы бизнеса и жителей расходятся, могли бы разрешать регулирующие органы. Очевидно, что добывающим компаниям, которые обеспечивают людей работой, инвестируют в производство, выплачивают налоги в бюджет, нужна поддержка государства.