В Казахстане на фоне роста внутреннего туризма увеличивается популярность паломнических туров. Наши соотечественники стали больше интересоваться посещением не только «раскрученных» святых мест, но и региональных локации. «Курсив» узнал, какие святыни популярны в разных регионах страны, и что мешает сделать религиозный туризм более организованным.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане — самый посещаемый объекты религиозного туризма в нашей стране, выяснили Центр социологических исследований Kursiv Research в ходе июльского опроса 1600 наших соотечественников. С паломническими или туристическими целями там хоть раз побывали, более половины (54,2%) респондентов, интересующихся религиозными святынями — существенно больше, чем в Мекке, Медине и Иерусалиме вместе взятых (34%).
Но если десятилетие назад этот объект был одним из немногих известных на всю страну паломнических мест, то за последние 2-3 года карта внутренних религиозных путешествий казахстанцев стала более разнообразной, говорят в национальной компании Kazakh Tourism.
«На текущий момент туристы стали посещать менее популярные локации, такие как мавзолей Укаша ата в Туркестанской области, святыни в Мангистауской области и другие. Ранее такие локации знали в основном местные жители», — говорят в нацкомпании.
Религиозный туризм в Казахстане
«В мире только три признанных исламом святых места — Запретная Мечеть, что находится в Мекке, Мечеть Пророка (Masjid Nabawi) в городе Медина и Аль-Масджи́д аль-А́кса (араб. المسجد الأقصى — отдалённая мечеть) — мечеть, расположенная на Храмовой горе Иерусалима, остальные региональный святыни в классическом исламе не признается. Но в ходе распространение ислама в различных регионах формировались местные бытовые формы, региональные святые места которые по сложившейся веками традиции стали почитаться в народе», — говорит доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров.
Несмотря на то, что классический ислам не признает региональных святынь (в исламе нет практики канонизации святых), места, где жили или были похоронены известные в народе люди неизменно притягивают паломников и туристов. Одни едут в такие локации для получения благодати и покровительства от святого, другие — чтобы избавиться от болезней, третьи — хотят больше узнать о различных религиях, принять участие в культах и обрядах.
Кроме мусульманских святынь в Казахстане немало локаций, почитаемых православными, католиками, буддистами. А святые «места силы», которым приписывают исцеляющую энергию, найдутся практически в каждом регионе Казахстана.
Мусульманские святыни
Поток посетителей в одну из главных мусульманских святынь страны — мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане с каждым годом растет. По оценкам гида-экскурсовода турфирмы Би-Нур Тимурхана Назарова, с допандемийного 2019го года количество туристов и паломников здесь увеличилось не менее чем в 1,5 раза. И в текущем году тенденция сохраняется. «Мавзолей Х.А.Ясави в 2022 году посетили более 1,2 млн.человек. По итогам 5 месяцев 2023 года уже прибыло 422,6 тыс.человек, что больше, чем за аналогичный период прошлого года», — подтверждает начальник отдела развития туризма Туркестанской области Нурдаулет Медеуов.
По подсчетам Центра социологических исследований Kursiv Research, в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави с паломническими или туристическими целями хоть раз побывали более половины (54,2%) респондентов, интересующихся религиозными святынями. Более трети опрошенных (38,4%) посетили мавзолей учителя и духовного наставника Ясави — Арыстанбаба. То есть в каждой из этих отечественных святынь посетило больше респондентов, интересующихся религией, чем Мекку, Медину и святыни Иерусалима вместе взятые (34%).
Кроме казахстанцев к мавзолею Х.А.Ясави, где погребены десятки известных казахских ханов, биев и батыров, и мавзолею Арыстанбаба, месту погребения наставника Ясави, по словам Медеуова, едут жители Турции, России, Узбекистана, Китая и Кыргызстана.
«В народе считается (традиционный ислам не поддерживает эту позицию), что молитвы, произнесенные на могиле святого будут приняты Аллахом», — объясняет популярность таких святынь Асылбек Избаиров.
«Казахи издревле говорили «Если недоволен мертвый, у живого не будет благополучия». Через чтение Корана, пожертвования, милостыню, благие дела мы удовлетворяем души умерших предков. Желаем их прощения. Через это люди надеются получить благополучие», — добавляет религиовед, гид-экскурсовод турфирмы Би-Нур Тимурхан Назаров.
Святые места духовной столицы тюркского мира (так окрестили Туркестан на неофициальном саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в апреле 2021 года), настолько почитаемы и узнаваемы в стране, что отсылку к ним, нередко, делают при описании объектов религиозного туризма и в других регионах.
«Для постройки мавзолея Жанибек-Шалкар (XV век) в Коргалжынском районе (по поверьям) были приглашены самые лучшие зодчие и ремесленники Средней Азии. Найденные на месте мавзолея материалы очень похожи на плиты, которые были использованы во время строительства мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави», — отмечают в отделе анализа и мониторинга туризма Акмолинской области.
«Одним из знаменитых и загадочных объектов в Абайской области считается мавзолей Ыргызбай-ата. Это священное место некоторые ставят в один ряд с Туркестаном», — рассказывают в местном акимате. Согласно легенде, Досканаулы Ыргызбай прославился врачебным даром — в XVIII веке целитель лечил людей от черной оспы и других кожных заболеваний, распространенных у кочевников. И люди до сих пор едут сюда для исцеления от болезней.
Народные исламские святыни есть в каждом регионе Казахстана.
В Мангистауской области, по данным местного акимата, наиболее популярна подземная мечеть Бекет-ата, названная именем религиозного деятеля-суфия и батыра, который почитается современными верующими как святой – Бекета Мырзагулулы. Каждый год сюда совершают паломничество мусульмане, чтобы «напитаться чудодейственной энергии, царящей в стенах мечети».
Опрос Kursiv Research показывает, что там побывал каждый десятый респондент из почитателей религиозных святынь.
В Жамбылской области среди паломников популярны места, овеянные памятью великих святых и предков-героев: мавзолеи «Карахана», «Айша биби», «Биназар», дворцовый комплекс «Акыртас», мемориал «Кенесары хан». В Актюбинской области наиболее посещаем мемориальный комплекс «Абат-Байтақ», где по легенде был похоронен сын известного философа Асана Кайгы — батыр Абат, одолевший калмыцкого хана и вернувший сородичам часть захваченных калмыками земель. Близ Алматы почитают Мавзолей великого казахского батыра Райымбека, сражавшегося с джунгарами. Жители Алматинской области чтобы зарядиться позитивной энергией и получить благословение предков едут к пяти святыням «Бес Ата»: могилам Суюнбая, Туктыбая-Аты и воина Кайназара, захоронению Сарыбая би и дому-музею Жамбыла Жабаева. «Эти святыни очень важны для казахов. Каждый считает своим долгом посетить их, читать Коран и молиться за упокой души “Пяти отцов», — отмечают в отделе развития инфраструктуры и внутреннего туризма акимата Алматинской области.
Православные, католические и другие святыни
Среди почитателей православных святынь в Казахстане одной из важных локаций является Вознесенский кафедральный собор в Алматы, считающий самой высокой православной деревянной церковью в мире. В Усть-Каменогорске православных туристов привлекает Андреевский собор и Свято-Троицкий мужской монастырь, в Актобе — Свято-Никольский кафедральный Собор, в Кокшетау — Кафедральный собор в честь Воскресения Христова.
В СКО одной из главных религиозных святынь и местом паломничества католиков называют алтарь «Звезда Казахстана». «По легенде когда жителям села Озерное (основано поляками, сосланными в Казахстан) угрожал голод, в окрестностях внезапно забили родники, образовав озеро, полное рыбы. Это событие датируется днем Благовещения и рассматривается как чудо. В 1997 на месте, где располагалось “чудесное» озеро, установили статую Богородицы «с рыбами» на высоком столпе”, — рассказали «Курсиву» в местном отделе развития туризма.
В Костанайской области туристов привлекает укрепленное поселение Камысты — единственный известный памятник протогородской культуры древних индоевропейских племен на территории Казахстана, возраст которого более четырех тысяч лет.
Сила природы
Кроме мавзолеев, мечетей, соборов и храмов паломников, местные жители и туристы нередко почитают природные локации — «места силы».
«В окрестностях г.Семей есть Святой ключ, где в любое время суток можно встретить людей разных вероисповеданий. Его историю связывают с явлением Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы в далеком 1719. Сегодня это намоленное с любовью и верой сохраненное место, чистейший источник, в целебную силу которого верят православные, мусульмане, католики, иудеи и даже самые большие скептики», — пересказывают местные поверья в управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития области Абай.
В Шынгызских горах Абайской области к святым местам относят пещеру Коныр-Аулие, воды которой, по поверьям, обладают огромной исцеляющей силой.
Акмолинцы, по словам руководителя отдела анализа и мониторинга туризма Марии Титовой, почитают священные горы и пещеры. К примеру пещеру в форме юрты Кенесары, названную в честь внука Абылай-хана — хана Кенесары Касымова, останавливавшегося там на ночлег во время охоты.
К руинам дворцового комплекса Акыртас близ Тараза и роднику Аулие-бастау в Жамбылской области люди едут чтобы получить заряд энергии и здоровье. Первый, по преданиям построен на древнем месте силы, второму, по мнению старожилов, святой дух придает целебные свойства.
На территории Катон-Карагайского природного парка к священным местам относят молельный камень «Кіндік тас» (или поклонный камень Рериха) у подножия горы Музтау, рядом с озером Равновесия. «Кіндік тас» считают энергетически сильным и почитаемым последователи учения Рериха, т.к. на нем великий художник написал ряд своих картин. «Здесь люди «заряжаются» доброй, здоровой энергией. Они также заряжают личные вещи, привезенные сюда специально для этой цели (иконы, нательные крестики, разнообразные сувениры)», — говорит руководитель отдела развития туризма областного акимата Инара Бодукова.
А жителей и гостей Алматинской области привлекает таинственный Унгиртас, или в простонародьи «Пуп земли» — гора около одноименного поселка, на вершине которой, по словам специалистов областного отдела развития внутреннего туризма, находится один из мощнейших на планете энергетических столбов.
Энергию в мирное русло
Религиозные путешествия не являются приоритетным направлением туризма и не регулируются в нашей стране, говорят чиновники и религиоведы. «Концепция развития туристской отрасли РК на 2023-2029 год» делает упор на экологический, аграрный, этнографический кемпинговый и лечебно-оздоровительный туризм. Тем не менее, у Казахстана неплохие показатели в рейтинге Crescent Rating — Global Muslim Travel Index (GMTI), который определяет соответствие критериям привлекательности для туристов-мусульман, отмечают в Kazakh Tourism. В 2023 году в этом индексе наша страна заняла 20 место среди 138 стран, поднявшись на два пункта по сравнению с прошлым годом. Из стран Центральной Азии выше только Узбекистан, занявший 13-е место.
Сейчас Казахстан совместно с Узбекистаном разрабатывают трансграничный паломнический тур «Табаррук зиярат», говорят в компании Kazakh Tourism: «Согласно плану совместных действий между Казахстаном, Узбекистаном и Организацией тюркских государств планируется решить вопросы с внеочередным пропуском туристского транспорта на границе, создать условия для туристов-паломников на пограничном посту и основных локациях по маршруту», — отмечают в нацкомпании.
Однако для качественного развития религиозного туризма в законе о туризме должен появиться соответствующий раздел и свод правил, а туристические фирмы, оказывающие подобные услуги, необходимо лицензировать, считает Асылбек Избаиров.
«При посещении святых мест есть масса ограничений, которые нужно учитывать. Отсутствие правил на руку недобросовестным организаторам подобных туров. На сегодня люди непонятно где ночуют, режут баранов, загрязняя природу, читают Намаз там, где этого делать нельзя. Нередко шарлатаны устраивают “мистические туры», выдавая себя за народных целителей «призывают духов», но по факту просто «навариваются» на невежестве людей”, — резюмирует Асылбек Избаиров.