Истории

Экспрессивные нулевые: почему в сериале «Черный двор» все герои все время кричат и мешает ли это восприятию

Salemsocial.kz

Уже два месяца новый проект Salem Social Media пацанский сериал «Черный двор» бьет рекорды и собирает многомиллионные просмотры. Чем подкупила аудиторию история 16-летних подростков, чья юность и взросление выпали на поздние 90-е и начало 2000-х? И как разглядеть за истошными криками и матами, обычных молодых парней, которые порядком запутались в жизни? «Курсив» попытается разобраться в феномене сериала.

Премьера первой серии криминального сериала «Черный двор», снятого казахстанским режиссером Диасом Бертисом, состоялась в конце мая этого года, за это время только на YouTube первую серию посмотрели 8,8 млн раз, общее количество просмотров всех 10 серий на данный момент составляет около 22 млн. Кроме того, сериал довольно успешно показали на новой телевизионной платформе TV+ от «Казахтелекома». По данным компании на середину июля, шоу посмотрели более 120 тыс. пользователей, совершив 2,2 млн кликов, это их рекорд с начала запуска. Поскольку это копроект, выполненный казахстанскими кинематографистами совместно с кыргызскими коллегами, сериал стал популярным не только в Казахстане, но и в Кыргызстане. Фанаты до сих пор спорят, чей же это сериал и кого тут хвалить или ругать (и есть за что).

В целом, «Черный двор» похож скорее не на дитя эпохи стримингов, а на творчество дворовых поэтов — есть вопросы и к лирике, и к мотиву, но почему-то все равно повторяешь слова (читай — смотришь серию за серией). Иными словами, несмотря на то, что новый проект очень хочется раскритиковать и за нестройную драматургию, за инфантильных героев и откровенное паразитировании на эмоциях, но все равно там чувствуется что-то искреннее — какая-то дикая, темная, неуправляемая энергия любого бишкекского, алматинского, да какого угодно двора в СНГ. Хотя создатели «Черного двора» сняли жесткое, брутальное и довольно токсичное кино, авторы всячески подчеркивают, что это потому, что они не хотели романтизировать криминал. Наоборот стремились показать изнанку всей этой пацанской жизни, где для нормального существования самым обычным парням обязательно нужно было иметь «крышу», даже самые правильные обязаны были «греть зону» деньгами и продуктами и входить в какие-нибудь дворовые коалиции, иначе не выживешь.

Одно забывают авторы — успех некогда культового сериала «Бригада», на который они все время ссылаются нельзя объяснить лишь аутентикой 90-х и бандитской романтикой, в первую очередь, это была история дружбы. А криминал там был лишь обрамлением. О чем же «Черный двор»? Похоже, это история о человеческой (в данном случае юношеской) глупости, которая от серии к серии только усугубляется. В итоге сочувствовать получается не всем, а вот смотреть на это как на шоу во время сафари, как говорил один из героев Адильхана Ержанова в «Черном, черном человеке», вполне. Жизнь пацанов из депрессивных микрашей, которых прессует жизнь, это пострашнее сцен охоты африканских хищников на бедных антилоп.

Внимание! В тексте есть спойлеры!

О чем сериал

Сериал «Черный двор» начинается с самого частого и уже поднадоевшего приема в казахском кино — закадрового голоса. Мужчина рассказывает в каких условиях жили, а точнее выживали обычные пацаны конца 90-х, начала 2000-х в Бишкеке (читайте — в любом городе СНГ). Пока старшеклассник Боб (Айбар Салы из «Братьев» Дархана Тулегенова), пытается изучить чувственную природу своего организма и справиться с первыми романтическими переживаниями, его друзья Масяня (Дамир Амангельдин) и Муха (Рауан Ахмедов) отправляются с дарами в близлежащую тюрьму. Они переправляют заключенным гостинцы с воли — сигареты, еду, шоколадки, которые сами никогда не пробовали. Есть у них еще один друг — Дама или Дамир (Тамирлан Джангазиев) — самый интеллигентный, тихий и скромный из них. Все они живут в одном из криминальных микрорайонов Бишкека, в одном из неприметных дворов, который станет в итоге черным. Пока у них все, как у всех парней их возраста — периодические драки с пацанами из соседних дворов и районов, первая любовь, девчонки, им все время хочется есть, любить, одеваться и тратить деньги, на все что заблагорассудится. А денег нет.

Salemsocial.kz

С социально-бытовыми условиями все более-менее у Боба и Дамира. У Боба отец — честный тренер (Азиз Бейшеналиев), а мать-учительница. Дамир из обеспеченной семьи, но воспитывает его только мама-бизнесвумен (Анастасия Балбекина), только у него из всех ребят есть компьютер и машина, которую ему разрешают иногда брать. У Масяни отец-алкоголик и абьюзер, у Мухи мама одна и, чтобы хоть как-то свести концы с концами, торгует на улице кисломолочными напитками домашнего приготовления. Все пацаны хотят вырваться из нищеты, но максимум на что хватает их фантазии — это обворовать чей-нибудь дом и отжать деньги у того, кто помладше.

Насмотревшись «Бригады», они решают сколотить во дворе свою бригаду. А когда маме Мухи (Альбина Имашова) поставят смертельный диагноз, и ему срочно понадобятся деньги, он начнет подначивать друзей на дело. Тем более, что рядом вдруг оказывается человек постарше, условно-осужденный работник СТО Гарик (Акжол Примбетов), у которого есть настоящий обрез. Они решают все вместе ограбить таксиста, угнать его машину, разобрать на запчасти, но в процессе грабежа проходит непоправимое — появляется жертва. С этого момента вся жизнь пацанов пойдет не по тому пути, и одно преступление сведет на нет жизни всех, кто живет в этом по-настоящему черном дворе.

В итоге жизнь героев сериала пролетает со скоростью света, и за 10 серий они из обычных юнцов, желающих заработать по-быстрому, превращаются в матерых уголовников, убийц и участников тюремных бунтов. Это, конечно, если выживут. Тут нужно мрачно по-кинематографически пошутить, что выживут только любовники. Так оно и выходит, внимание — еще один спойлер. Уцелеет только тот, кто выберет любовь и КВН.

Клуб веселых и находчивых, некогда на самом деле ставший школой жизни и настоящей кузницей творческих кадров, возникает здесь неслучайно, ведь автором этой идеи выступает бывший кавээнщик, кыргызстанец Ростислав Ященко. Он уверяет, что сериал получился автобиографическим, он чуть ли не единственный из своего поколения пацанов, который, грубо говоря, выжил.

Главный козырь «Черного двора» — это обаяние молодых актеров и новая актерская генерация

Отличительная особенность сериалов Salem Social Media — это приглашение в проект актеров, пока неизвестных широкой публике. После выхода сериала с многомиллионными просмотрами, они, разумеется, становятся звездами. Новых лиц в «Черном дворе» много: это талантливый актер Айбар Салы, дебютировавший «Братьях» — лучшей драме 2022 года, по версии Ассоциации кинокритиков Казахстана (фильм пока не вышел в прокат); это интересный и вдумчивый Тамирлан Джангазиев, которому достались одни из самых сложных сцен в сериале и сыграл он их вполне достойно; это Дамир Амангельдин — явно очень амбициозный парень не только по сериалу, но и в жизни (загляните в Википедию в его био); это обаятельный Рауан Ахмедов, который снимается в различных шоу с 10 лет и теперь ему наконец досталась настоящая характерная роль.

Одним из самых лучших открытий проекта стал Акжол Примбетов, сыгравший социопата Гарика. Не зря любимый персонаж актера — это Джокер, в нем самом чувствуются не просто актерские таланты, а какая-то внутренняя боль, в своих интервью он говорил, что его ссоры с матерью в сериале, по сути, отражение его настоящих взаимоотношений с его родительницей, до определенного момента они развивались также драматически. «После сериала всем пацанам с сериала все девчонки-фолловеры пишут: «О, какой ты классный, давай познакомимся», а мне пишут: «Хочу такой же обрез, как у тебя» или «Я переживаю сейчас такие же отношения со своей матерью, как твой Гарик, хочу сделать ужасное», — рассказывал он в СМИ, и это невероятно его расстраивает. «Если честно, когда прочитал сообщение про маму, я в тот день очень сильно переживал, даже плакал», — говорит он. Из-за того, что в сериале он выглядит самым несчастным — его не любит ни один человек на всем белом свете. То ли потому, что его герой выглядит самым обиженным судьбой, то ли потому, что он отлично сыграл, частенько подростки, которые переживают такие же сложные времена, у них нет денег, им кажется, что перед ними нет никаких перспектив, пишут в соцсетях ему свои откровения. Кажется, для актера — это самый высший комплимент.

Salemsocial.kz

Стоит похвалить и женский состав «Черного двора», особенно исполнительницу роли единственной девушки во всей этой истории — Заремы. Ее играет кыргызстанка Элзада Исмаилова, не побоявшаяся сыграть девчонку, которая прошла через буллинг, сплетни, косые взгляды и унизительную экзекуцию в кабинете гинеколога, которую, кажется, до сих пор практикуют в школах. Она, как и большинство появившихся в сериале актеров (Айдар, Тамирлан, Рауан, Акжол) — профессиональная актриса, все они выпускники или студенты актерских факультетов вузов и колледжей.

Почему в сериале понимают только один язык — криков?

Актеры в сериале играют, как мы уже отметили, отличные, но зачастую их таланты будто бы используют не по назначению, заставляя кричать буквально в каждом кадре, крик — это вообще самая популярная реакция героев «Черного двора» на все: хоть на на замечание родителей, хоть на приказ закопать труп. Кричат здесь, чувствуя угрозу, шантаж, страх, отказ любимой девушки, в общем, всегда и везде. Причем, парни разные, их характеры тоже, но реакция на все одинаковая. Такая чрезмерная эмоциональность, тем более, очень щедро снабженная нецензурными словами, вызывает отторжение и притупляет восприятие зрителя. Наверное, это можно объяснить тем, что в силу возраста герои находятся в периоде гормональных бурь, и такая обостренная реакция — это часть тинейджерской природы, но с эмоциями режиссер все же перегнул.

Как всегда есть претензии к сценарию и развитию характеров героев. Над сценарием работали начинающие в кино авторы из Кыргызстана, у которых есть небольшой, судя по био в Кинопоиске, опыт в написании сценариев: это Равшан Шехов и Шамиль Фаттахов, креативным продюсером стал режиссер Данияр Болотбеков. С одной стороны, они заложили интересных героев и несколько очень удачных эпизодов, в стиле лучших западных криминальных сериалов, с другой стороны авторам отчаянно не хватает знания элементарной психологии. К примеру, после того как один из пацанов (внимание — опять спойлер!) переспит с любимой девушкой друга, то есть предаст его, последний, все равно продолжает искать с предателем общения, приходит к нему в тюрьму, пытается помогать, собирает деньги для его нужд и провожает печальным взглядом, когда его увозят в тюрьму. Разве такое возможно в обычном мире? Скорее всего, он бы просто его вычеркнул бы из своей жизни. Или мать одного из героев при смерти, ее сын вроде неплохой парень, во всяком случае, по отношению к ней — он думает о маме, хочет ей помочь, но даже находясь всего лишь под следствием продолжает ввязываться в криминальные дела, причем, даже тогда, когда ему почти ничего не угрожает. Или другое — пацаны, которые только что убили человека, на них развешаны ориентировки по всему городу и они до смерти боятся попасться полицейским, идут вдруг грабить аптеку. Болезнь близкого человека, побудившая на это преступление, именно в этом случае выглядит бледной аргументацией.

Недостаточно раскрыты характеры героев, а именно произошедшие с ними изменения, к примеру, с самого начала самым решительным и инициатором всего выглядит Муха, но главарем тюремной банды почему-то выбирают Масяню, у которого до этого не было никаких претензий на лидерство. Или персонаж Гарика — человек, который выглядит полным психопатом, который склонен к вспышкам неконтролируемой ярости, которому удалось запугать пацанов и манипулировать ими, в тюрьме становится тише воды, ниже травы, даже несмотря на серьезные угрозы. Не клеится один образ Гарика с другим, он должен был, как минимум, что-то придумать или кого-то убить в ответ на прессинг. В общем, хоть авторы и вкладывают в уста героя строчки из Достоевского «Дмитрий Карамазов — подлец, но не вор и не убийца», проработка у них далека от достоевской (простите за сравнение), над персонажами стоило бы еще поработать.

Одна из возможных причин — это темп сериала, который делает из школьников опытных тюремщиков за каких-то 10 серий. Забавно, что, снимая коммерческий сетевой продукт, рассчитанный на подростков, режиссер все равно пытается внедрить приемы из авторского кино, как например, в «Расемоне» Куросавы: когда один свидетель и участник преступления рассказывает так, а другой совсем по-другому. А тюремный бунт, снятый как красивый клип, стоит отдельного упоминания.

Технически сериал смотрится неплохо, оператора Автандила Батырбекова можно поблагодарить за некоторые образы, например, двигающийся под потолком вентилятор в кабинете полицейских. Он, как то самое зловещее колесо судьбы, которое перемалывает судьбы пацанов.

«Это не мы такие, это у нас родители такие»

«Черный двор» — это стопроцентно молодежный сериал, в котором хоть и есть взрослые, но они существуют здесь будто бы только для того, чтобы ухудшать жизнь детей (во всяком случае, в начале так и выглядит). Из взрослых в этом тинейджерском аду только жесткие и превышающие полномочия представители органов власти и вечно недовольные чем-то, непонимающие родители. Интересно, что, изображая пап и мам, в ход идут все возможные клише от честного тренера до афганца, рэкетира, только что откинувшегося из тюрьмы отца, безнадежно больной матери и т.д. Светлых родительских фигур здесь не так уж и много — это герой Азиза Бейшеналиева (тренер) и героини Анастасии Балбекиной (бизнесвумен) и Альбины Имашовой (играющую с голливудскими зубами бедную маму Мухи, которой нечем даже оплатить счета за электричество).

Salemsocial.kz

Родительская забота здесь проявляется только тогда, когда парни уже попали в беду. Тогда каждый из них в меру своих возможностей и любви пытается помочь своему ребенку. Они делают, что могут — собирают положительные характеристики на своих чад, дают взятки, залезают в долги, продают квартиры и, честно говоря, смотреть на это без слез невозможно. Но рассказывая свою историю, авторы сериала занимают откровенно инфантильную позицию, такое часто свойственно тинейджерам. Во всех бедах героев они, судя по всему, обвиняют родителей пацанов. «Это не мы такие, это у нас родители такие» — парафраз цитаты из «Бумера» в «Черном дворе» будто бы в каждом эпизоде. Мол — мало они дали любви, заботы, в конце концов, денег. Авторы постоянно подчеркивают, что взрослым всегда было важнее что-то другое, а не собственный ребенок — работа, деньги, гражданский муж, а не сын и так далее. Особенно мы это видим на примере Гарика — он опасный, непредсказуемый, злой и жестокий, потому что самый недолюбленный ребенок, от которого в самую трудную минуту отказалась мать, обронив: «Нет у меня такого сына».

Наверное, такая позиция имеет место быть, и она созвучна ощущениям главной аудитории сериала — подросткам. Главное, чтобы это не стало у малолетних зрителей жизненным девизом и получением виртуальной индульгенции на преступления и собственные неудачи.

Почему пора заканчивать снимать про нулевые и 90-е

Сериал пытается поставить точку и завершить эпоху пацанов и дворовой культуры, говоря за кадром, что «Черный двор» подарил героям детство, но отнял юность. Однако все же порой складывается ощущение, что авторы на самом деле опять открыли ящик Пандоры. Достаточно взглянуть на количество подписчиков у актеров сериала в Instagram — самое большое (106 тыс. фолловеров) у Дамира Амангельдина, играющего в сериале Масяню, ставшего к финалу сериала смотрящим на зоне и криминальным лидером. Бандитские истории удобнее смотреть те, что происходят где-нибудь в Великобритании в начале Второй мировой, а когда это происходит на наших с вами улицах и почти в то же время, что и сейчас, это страшно.

При всех плюсах и минусах, «Черный двор» — это отличный продюсерский проект, который умело подогревает интерес к сериалу, организуя даже фан-встречи с новыми кумирами. В ближайшее время Salem Social Media обещает выпустить еще три проекта: комедийный сериал «МСБ», где главными героями станут трое друзей, решивших открыть бургерную, а также два социально заряженных сериала «Qarga» (он о выпускниках детского дома) и «Шеше» (где главная героиня борется с тяжелым заболеванием). Главное, что делают салемовские сериалы — это то, что они говорят с новым поколением, если у всех остальных творцов нет возможности, желания или таланта.