Неликвидный товар, цена волатильная. Экономист объяснил, почему Нацбанк Казахстана продает золото
Нацбанк Казахстана за первые шесть месяцев 2023 года продал за границу 67 тонн золота. НБ намерен сократить долю металла в своих резервах до уровня 50–55%, что эквивалентно примерно 300 тоннам к концу 2023 года, с текущих 314 тонн. В конце июня эта доля составляла около 56%. Экономист Алмас Чукин объяснил, почему ранее Нацбанк закупал драгоценный металл и почему его продает.
Как сообщает Bloomberg, продажи золота на внешних рынках в 2022 году достигли около 120 тонн на $7 млрд для диверсификации резервов. Отход от слитков позволяет Нацбанку пополнять валютную часть резервов, которая инвестируется в высоколиквидные инструменты на внешних рынках.
Экономист Алмас Чукин считает, что деньги, вложенные в золото, – это омертвленный актив. Цена на золото очень волатильная. За последние 20 лет между пиками и дном разница превышала 100%. По его словам, надо держать 25–30% в золоте на всякий случай, но не больше.
«Золото, как ни странно, неликвидный товар. Когда вам надо срочно продать 50 тонн золота, к примеру, вам это непросто сделать. (…) На золото ничего не купишь, никто в мире золото в оплату не берет, поэтому в трудный день лучше иметь разные валюты мира в запасе», – сказал он.
По словам Алмаса Чукина, в 2011 году в Астане решили построить аффинажный завод. Это предприятие, которое из сырья, получаемого от горнодобывающих компаний, производит соответствующие стандартам слитки золота высокой чистоты, так называемые четыре девятки (99,99% чистого золота).
«Через закон провели решение, что все золото, произведенное в стране, будет закупать НБ. А НБ нужны сертифицированные слитки, которые только один завод в стране и может производить. Все бы ничего, но золота постепенно в стране стали производить много. И НБ затаривался золотом в большом количестве, и в какой-то момент в ЗВР доля золота дошла до 70%. Явно много и ЗВР уже потихоньку превращались в ЗР», – рассказал он и добавил, что такая политика повлияла на курс тенге.
Отметим, что управляющий директор по корпоративно-финансовой стратегии компании «Алтыналмас» Руслан Серикбай в июне предложил лишить Нацбанк права преимущественной покупки золота в Казахстане, а золотодобывающим компаниям надо разрешить продажу сплава Доре.
По мнению Чукина, «покупка золота на внутреннем рынке за тенге стала насосом по накачке инфляции». Как рассказал Чукин, Нацбанк покупал золото, не тратя ни одного доллара. Нехорошее последствие для денежной ситуации было следствием «непродажи» этого золота на экспорт. Значительная валютная выручка не поступает в экономику.
«Золотодобытчики продают золото НБ за тенге, оплачивают все что можно внутри страны в тенге, а потребности импорта закрывают долларами, за которыми идут на местный рынок. То есть экспортный бизнес сначала превратили в местный, искусственно укрепляя курс обмена, потом спираль раскручивается в обратную сторону, ослабляя курс и наращивая инфляцию», – заявил он.
В конце 2022 года заместитель председателя Нацбанка Алия Молдабекова рассказала, что с начала прошлого года на декабрь 2022 года НБ снизил долю золота в резервах с 68% до 63% в целях повышения диверсификации и сбалансированности аллокации золотовалютных активов.
Молдабекова привела рейтинг World Gold Council, согласно которому Казахстан находится на 16-м месте по запасам золота в составе резервов. Более того, Казахстан входит в топ-10 стран по доле золота в составе резервов. Помимо Казахстана, лидерами по доле золота в составе резервов являются такие страны, как Венесуэла – 82%, Португалия – 70%, США – 66% и Германия – 65%. При этом доля золота в составе резервов Казахстана существенно выше, чем в РФ, Великобритании, Индии, Швейцарии, Японии и Китае, где портфель золота в составе резервов составляет около 20%, 10%, 8%, 6%, 4% и 3% соответственно.
«Курсив» писал, что международные резервы Казахстана за первую половину 2023 года снизились на 1,77%. По итогам июня валовый объем международных резервов равнялся $34,5 млрд, что на 2,79% меньше по сравнению с концом мая. Месяцем ранее снижение составило 5,75%. Наибольшее снижение было зафиксировано в феврале — на 6,17%.
По данным TradingView, фьючерс на золото на Нью-Йоркской товарной бирже с начала года подорожал на 9%, до $1997,5 за тройскую унцию.