Приток инвестиций нерезидентов в государственные ценные бумаги Минфина РК и ноты Нацбанка можно назвать восстановлением после оттока в конце 2021 года. Инвесторов привлекает высокая доходность, также имеются условия для кэрри-трейдинга. «Курсив» поговорил с участниками рынка и выяснил, почему инвестиции нерезидентов в ГЦБ Минфина и ноты Нацбанка достигли исторического максимума.
По словам аналитика Freedom Finance Global Ансара Абуева, текущий приток инвестиций можно назвать восстановлением, потому что он отражает тот отток, который рынок видел в конце 2021 года и в первую половину 2022 года. Данный период также считается временем сильного давления перспектив растущей инфляции по всему миру. Рост ставок тогда проходил повсеместно, инвесторы распродавали облигации, уходя в твердые валюты, и понижали цены бондов. Продажа нот Минфина РК означала вывод средств нерезидентами, поскольку укрепляющийся доллар тогда выглядел более перспективным, нежели дешевеющие государственные облигации Казахстана.
«Со второй половины 2022 года тенге заметно отличился своей устойчивостью, сильно снизив корреляцию с нефтью и рублем. В конце зимы текущего года инфляция достигла пика, а курс USD/KZT остался стабильным. Ввиду этого гособлигации, предлагающие около 18% доходности, стали привлекательными для керри-трейдинга», – рассказал Ансар Абуев.
Аналитик Freedom Finance Global заявил, что с февраля инфляция пошла на спад и рынки начали активно запасаться казахстанскими бондами, ожидая снижения ставок. К началу лета доходность государственных облигаций упала до 12–14%. Разницу доходностей (18% против 3,4–3,8% в США) керри-трейдеры теперь могут получить в качестве дополнительного дохода при погашении, так как тенге не падал значительно за прошедший период.
Он отметил приток инвесторов из России, которые активно искали способы инвестировать в Казахстан этой весной. Первым делом они выбирали гособлигации для портфельных инвестиций, а затем индекс KASE.
Директор департамента по управлению активами Jusan Invest Рауан Куанов рассказал «Курсиву», что высокая доходность по ГЦБ Минфина и нотам Нацбанка привлекает инвесторов-нерезидентов, при этом укрепление обменного курса может быть следствием повышенного спроса на ГЦБ.
Он объяснил, что нерезиденты покупают тенге, чтобы инвестировать в ГЦБ Минфина и ноты Нацбанка. Казахстан имеет кредитный рейтинг инвестиционного уровня и среди развивающихся стран со схожим рейтингом предлагает относительно высокий уровень доходности. К примеру, индекс JP Morgan на ГЦБ развивающихся рынков показывает доходность от 7–9,1%.
«Условия для кэрри-трейда имеются, если смотреть на нерезидентов с Европы или США, учитывая относительно низкие ставки привлечения в этих регионах по сравнению со ставками на ГЦБ РК. Однако на успешность данной трейдинговой стратегии влияет множество других факторов, например, возможность конвертировать большую сумму денежных средств обратно после погашения инструментов (продажа тенге), или если инвестор использует инструменты хеджирования от валютного риска», – сказал Рауан Куанов.
Эксперт Jusan Analytics Сунгат Рысбек рассказал, что объем ГЦБ в обращении на рынке стабильно растет, с начала года их объем вырос на 19%. Столь активный рост объясняется необходимостью правительства в дополнительном финансировании для покрытия дефицита бюджета в условиях отсутствия лимитов по его ограничению. На данный момент отечественные ГЦБ обладают крайне высокой привлекательностью как со стороны местных, так и со стороны иностранных инвесторов, что и объясняет повышенный спрос на новые выпуски.
Сунгат Рысбек назвал основные причины. Среди них: стабильность экономики, курса и инфляции, высокая ставка вознаграждения и положительный макроэкономический фон.
«На фоне январских событий, а также обострений геополитического напряжения в стране наблюдался отток иностранных инвестиций. Однако уже с сентября прошлого года мы наблюдали постепенный приток инвестиций, в том числе и рост вложений в государственные облигации со стороны нерезидентов. Казахстан по сравнению с Россией смог стабилизировать экономику, вернул свои рейтинговые позиции, тогда как санкционные ограничения в России ограничивают инвестиционные возможности для иностранных инвесторов, вследствие чего инвестиционные потоки были пересмотрены в пользу Казахстана», – сказал он.
По его словам, Нацбанк с начала года дает сигнал, что будет держать ставку на уровне 16,75%. На этом фоне выросла привлекательность краткосрочных казначейских бумаг МЕККАМ. Ставка купона по МЕТИКАМ держится на уровне 15,6%. Дополнительным интересом пользовались бумаги МЕТИКАМ. Это казначейские бумаги, ставка купона по которым индексирована к ставке TONIA, то есть чем выше ставка и чем дольше НБ РК обещает держать ее, тем привлекательнее она становится для инвесторов. Примечательно, что по мере приближения конца политики сохранения высоких ставок спрос на них резко сократился.
«С начала года наблюдается укрепление тенге при устойчивом снижении темпов инфляции. При этом НБ РК сохраняет политику высоких ставок, что создает благоприятные условия для инвесторов как по кэрри-трейду, так и для долгосрочного инвестирования», – считает он.
Также Сунгат Рысбек добавил, что правительство продолжает политику активного реформирования экономики. На второй план ушли риски по проблеме с транспортировкой нефти, которое вызывало опасения у большинства инвесторов в прошлом году.
«В совокупности ряд вышеперечисленных факторов благоприятно сказывается на инвестиционном климате, что в конечном счете отражается притоком иностранных инвестиций, в том числе в ГЦБ Минфина», – сказал он.
В среду, 2 августа, начальник управления Департамента монетарных операций Нацбанка Олжас Игсатов сообщил, что инвестиции нерезидентов в облигации Минфина РК выросли до исторического максимума и на 1 июля 2023 года составляют 453 млрд тенге. По данным на 1 июня, они составляли 418 млрд тенге.
По его словам, вложения нерезидентов в ГЦБ Минфина и ноты Нацбанка выросли до максимального значения с марта 2022 года. С января по июль 2023 года вложения нерезидентов выросли на 178 млрд тенге и составили 559 млрд тенге. Также он добавил, что присутствие нерезидентов в нотах выросло на 6 млрд, а в ГЦБ Минфина – на 171 млрд тенге.