«Самрук-Казына» назвал месяцы, когда Air Astana может выйти на IPO

Опубликовано
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»

Почему BAE Systems, нынешний акционер Air Astana, будет выбирать нового владельца авиакомпании? Кто уже согласился занять место BAE Systems? Почему Air Astana собираются продавать иностранцам? Эти вопросы возникли после выступления Ернара Жанадила, экс-управляющего директора по развитию и приватизации ФНБ «Самрук-Казына».

коллаж: Илья Ким

В 2011 году Air Astana (51% принадлежит госфонду «Самрук-Казына», 49% – британской оборонной компании BAE Systems) попала в список приватизируемых предприятий – ее собирались продать в частные руки в ходе «Народного IPO», то есть казахстанцам. С тех пор менедж­мент компании и представители «Самрук-Казына» регулярно сообщают, что авиакомпания готова к выходу на биржу. В июне 2023-го на конференции Astana Finance Days Ернар Жанадил не стал нарушать традиции и сказал: «Air Astana полностью готова к IPO. У нее великолепные результаты за 2022 год, выручка более $1 млрд. Чистая прибыль порядка $80 млн. Это рекорд за всю ее историю».

Приземление на трех площадках

На Astana Finance Days Ернар Жанадил уточнил, что речь идет о том, чтобы разместить до 50% акций компании. 

«Нужно понимать один нюанс с Air Astana как с национальным перевозчиком: 51% в любом случае должен принадлежать казахстанским резидентам, и в этом контексте мы просто так не можем выйти. Мы настаиваем на трех площадках. Это две наши биржи KASE и AIX и международная – и тут BAE Systems видят Лондонскую площадку», – сказал Жанадил.

Отметим, что Air Astana не входит в перечень национальных компаний Казахстана, а понятие «национальный перевозчик» существовало в законодательстве лишь до 2010 года.

Но Казахстану или казахстанцам действительно важно сохранить контроль над авиакомпанией, которая совершает международные перелеты. Иначе перестанут действовать многочисленные межправительственные соглашения о взаимном предоставлении воздушного пространства для полетов.

Одновременное размещение в Лондоне, на чем настаивает BAE Systems, даст компании ряд преимуществ, заверяют в ФНБ «Самрук-Казына». К примеру, позволит привлечь более крупные инвестиционные средства и разнообразить базу акционеров. Повысит престиж компании, что «может способствовать повышению доверия со стороны инвесторов и общественности». Также более широкий инвестиционный круг позволит создать более ликвидный рынок для акций Air Astana. 

Размещение акций на нескольких площадках диверсифицирует риски: снизит зависимость от одного конкретного рынка и увеличит возможность привлекать инвестиции с различных рынков.

«Внедрение международных стандартов управления и финансовой отчетности, которые требуются для размещения на мировых биржах, может помочь улучшить прозрачность деятельности компании. Это способствует доверию со стороны инвесторов и снижает риск неправильного управления», – перечисляет преимущества «Самрук-Казына».

«Так как дополнительное размещение на Лондонской бирже предложила BAE Systems, то она считает, что сможет найти там крупных покупателей вроде международных инвестиционных фондов, которые быстро и по достаточно высокой цене выкупят ее долю», – высказал свою точку зрения Борис Кожуховский, финансовый консультант ТОО «LK Finance».

Кожуховский предположил, что у BAE Systems есть договоренность с определенной структурой, которая готова приобрести ее пакет в рамках IPO. «Если это устраивает всех акционеров компании Air Astana, то такая сделка вполне может состояться», – говорит финансовый консультант.

Представители ФНБ подчеркнули, что решение о площадке размещения еще не принято и находится на согласовании:  «Отмечаем, что при формировании книги заявок (book building) потенциального IPO Air Astana традиционно приоритет будет отдан заявкам граждан Казахстана».

Якорь брошен

BAE Systems, судя по информации Ернара Жанадила, не исключает полного выхода из Air Astana. Однако граждане Казахстана – частные инвесторы – не в состоянии будут выкупить весь пакет акций Air Astana, которым владеет BAE Systems.

«Поэтому при IPO всегда есть ряд крупных инвесторов, которые выкупают основные пакеты так же, на бирже, но в рамках предварительных договоренностей по объему. Только относительно небольшая часть выпускается на рынок для частных инвесторов. В том, что частные казахстанские инвес­торы смогут приобрести акции компании на KASE или AIX, и будет смысл «Народного IPO», – говорит Борис Кожуховский. 

Ернар Жанадил раскрыл еще одну подробность: «Самрук-Казына» ведет переговоры с якорным инвестором, который может получить большую часть доли британской компании. Он также добавил, что это зарубежный игрок на рынке, который «устраивает BAE Systems».

На просьбу уточнить страну происхождения, сферу деятель­ности якорного инвестора представители «Самрук-Казына» ответили:

«На данном этапе любая информация о якорных инвесторах является конфиденциальной и ее раскрытие может негативно отразиться на сделке».

Тем не менее из выступления Жанадила стало понятно, что BAE Systems будет влиять на то, кто станет покупателем акций. «Они, как ответственный акционер, смотрят, кто будет», – сообщил на Astana Finance Days Ернар Жанадил.

В «Самрук-Казыне» объясняют, что при формировании книги заявок на IPO эмитент или продающий акционер может влиять на то, кто станет следующим акцио­нером компании через процесс отсечения заявок в инвестиционной книге (через аллокацию). 

«Целью аллокации является справедливое и эффективное распределение акций между инвесторами в соответствии с определенными критериями, которые могут быть определены эмитентом, в том числе с учетом комплаенса», – сообщили в ФНБ «Самрук-Казына».

Зачем менять иностранцев на иностранцев

Иностранные инвесторы, которые появятся у Air Astana при IPO на Лондонской бирже, откроют компании доступ к международному опыту и знаниям в области управления, маркетинга и инноваций. Такого мнения придерживаются в ФНБ «Самрук-Казына».

Напомним,  с момента создания Air Astana в 2001 году у компании всегда был иностранный совладелец – BAE Systems (изначально владел 50% акций, сейчас 49%) и иностранный менеджмент. Первым CEO авиакомпании был Ллойд Пакстон, с 2005 года и по сегодняшний день «у штурвала» находится также подданный Великобритании Питер Фостер.

«Курсив» просил уточнить, зачем менять одного иностранного инвестора на другого (или других). В ответе «Самрук-Казына» не было разъяснений по этому поводу.

«Если компания BAE Systems хочет продать свою долю, значит, она считает, что всех своих целей и задач в этом проекте она достигла», – прокомментировал ситуацию Борис Кожуховский, финансовый консультант ТОО «LK Finance».

Представитель BAE Systems на запрос «Курсива» уже традиционно ответил:

«Мы не комментируем слухи о возможных вариантах будущего для любого из наших предприятий».

Когда откроется окно

В своем выступлении на Astana Finance Days Ернар Жанадил заявил, что так называемое окно возможностей – оптимальный момент для проведения IPO – на Лондонской бирже может возникнуть в первом полугодии 2024 года.

Для успешного проведения IPO на LSE компания должна соответствовать ряду требований, одно из которых относится к финансовой отчетности. Отчетность не должна быть старше 135 дней с момента закрытия финансового периода, предшествующего размещению акций на бирже. 

«Принимая во внимание, что Air Astana выпускает финансовую отчетность по состоянию на 31 декабря и на 30 июня каждого финансового периода, то одним из благоприятных промежутков для проведения IPO является апрель-май», – уточнили в ФНБ «Самрук-Казына».

Они также отметили, что точное время и условия IPO зависят от множества факторов и решение о размещении акций на бирже принимается с учетом различных экономических и рыночных обстоятельств.

Читайте также