Истории

Фрэнсис Фукуяма: «Если Россия и Китай ослабнут, у стран Центральной Азии появится больше свободы»

Фрэнсис Фукуяма впервые приехал в Казахстан. Фото: Тимур Эпов

Какую роль играют страны Центральной Азии (ЦА) в контексте войны России с Украиной, грозит ли миру новый конфликт и как Казахстану получить больше экономической свободы от соседних стран, рассказал известный американский философ и политический экономист Фрэнсис Фукуяма. После распада СССР в своей книге «Конец истории» он предсказывал миру процветание и отсутствие идеологических войн, но теперь уже не так уверен в светлом будущем. На встрече с Фукуямой побывал корреспондент «Курсива».

Фрэнсис Фукуяма впервые приехал в ЦА в качестве ментора программы Leadership Academy for Development (LAD), которая, как утверждается, «нацелена на подготовку лидеров государственных структур, бизнеса и гражданского общества для формирования конструктивной силы, способствующей инклюзивному экономическому росту, разумной государственной политике и рыночным реформам». Центр международного частного предпринимательства (CIPE) и казахстанский фонд CAPS Unlock (бывший фонд Сороса) получили свыше 330 заявок из всех стран ЦА и отобрали 35 участников. Помимо Фукуямы, вести курс будут доктор политических наук Мэри Хильдербранд, директор программы верховенства права в Стенфордской школе Эрик Дженсен и директор Центра подотчетных инвестиций Эрик Хонтц.

На встрече со СМИ Фукуяма пояснил, что LAD обучает сотрудников в правительстве и за его пределами навыкам, необходимым для проведения долгосрочных политических реформ. Он надеется, что участники курса сыграют важную роль в развитии как Казахстана, так и Центральной Азии. Он утверждает, что программа была представлена почти 70 раз по всему миру. Она сочетает в себе лекции, тематические исследования и систему решения политических проблем.

Изменения в мире могут начаться с ЦА

Фукуяма отмечает, что ему интересен регион ЦА, который «переживает особый вид шока». По мнению философа, он играет «очень важную роль в геополитическом контексте вторжения России в Украину двухлетней давности». Фукуяма считает, что сейчас колоссальные изменения происходят не только в вышеуказанных странах, но и во всем мире.

«Мир переживает очень серьезные изменения. Если говорить о Казахстане, то он зажат между двумя крупными державами – Китаем и Россией, которые сейчас тоже меняются. Одновременно происходят какие-то изменения на стороне Евросоюза и США, у которых также существуют свои внутренние проблемы. Мне кажется, что мир будет меняться. Одно из изменений, которое предстоит, может как раз-таки состояться в этом регионе. Именно этим мне этот регион интересен. Мне кажется, что американцам следует больше изучать и узнавать ЦА», – рекомендует американский философ.

Присутствующие журналисты также поинтересовались у Фукуямы, как бы он вел политику, если бы был советником президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Спикер выразил мнение, что, учитывая существующее положение дел, власти республики делали все, чтобы максимизировать свободу действий.

«Самой лучшей политикой здесь, наверное, было бы не становиться слишком зависимыми ни от одной из стран. Помимо Китая и России, ЕС, тут есть интересы Японии, Турции, Южной Кореи, США. Пока эта дипломатическая линия выполняется, насколько это возможно, с учетом геополитического, географического, экономического расположения Казахстана. Если бы я работал в МИД РК, то такой политике и следовал бы – постарался максимально обеспечить свободу действий, учитывая географическое расположение РК», – ответил Фукуяма.

В то же время он отмечает сильную зависимость экономики и политики от решений властей, называя это наследием СССР. Фукуяма подчеркивает, что залог успешного государства – обеспечивать предложение на запросы общества и граждан страны.

«Я хотел, чтобы в будущем была такая модель, когда государства отказались бы от централизации, больше ориентировались на общество. Общество бы снизу посылало запрос, а государство делало все, чтобы люди могли использовать ресурсы, необходимые для обеспечения развития, богатства и процветания», – говорит Фрэнсис Фукуяма.

Что будет с Россией, Китаем и странами ЦА

Фрэнсис Фукуяма также отмечает, что ни одно из государств ЦА не заняло «откровенную пророссийскую позицию», страны пытаются выдерживать определенную дистанцию. В то же время он признает, что совершенно независимыми в этой ситуации стать невозможно.

«Чем слабее становятся Россия и Китай, тем больше свободы появляется у находящихся на периферии государств принимать свои собственные решения, действовать самостоятельно, автономно. Все наблюдатели, положа руку на сердце, говорят, что полной независимости в этой ситуации пока невозможно добиться. Я очень надеюсь на геополитическое изменение, что Россия и Китай ослабнут, и тогда страны ЦА, Казахстан в том числе, получат больше свободы действий, станут более раскованы в своих решениях», – говорит спикер.

В пример он приводит Монголию, которая, как и многие государства, после развала СССР оказалась зажата между такими же соседями – РФ с одной и Китаем с другой стороны. Фукуяма считает, что ей удалось выдержать «разумные демократические принципы и разумную автономию» касательно и внешней политики, и внутренних демократических институтов.

«У них больше свободы действий, пространства для маневра. Это такая модель, которую имеет смысл рассмотреть и изучить, чтобы побороться и преодолеть чрезвычайную зависимость от Китая или России», – добавляет философ.

Фрэнсис Фукуяма уверен, что некоторое ослабление России уже происходит, так как президент страны Владимир Путин не добился своих целей, вторгнувшись в Украину. По словам американского философа, в мире существует «большое количество таких государств, которые на поверхности или снаружи выглядят сильными, а на самом деле ими не являются».

«Россия, по моему мнению, как раз один из таких случаев. Надо будет понаблюдать, что с ней произойдет в течение двух следующих лет. Но с моей стороны было бы опасно делать конкретные выводы и предсказания по поводу развала РФ. Будем наблюдать, но я считаю, что она не так сильна, как она кажется. Если говорить о Китае, то в последнее 10-летие его экономический рост замедлился до уровня 6-8%, а после Covid экономика Китая вообще не оправилась до конца. Многие экономисты говорят, что в Китае присутствуют серьезные подводные камни, которые очень сильно влияют на замедление развития страны и экономического роста», – добавляет философ.

Грозит ли миру новая война

Фукуяма не считает российско-украинскую войну региональной, так как Путин с самого начала заявил, что недоволен распадом Советского Союза и происходящими после этого событиями.

«Его не устраивает миропорядок, который установился после распада СССР в 1991 году. Ему не нравится, как себя вела Украина и Грузия. Он был недоволен, что страны, получившие независимость, стали двигаться в сторону демократии, свободы», – напомнил Фукуяма.

По его словам, Россия подала плохой пример другим странам, что можно вторгаться в другие государства и захватывать их территории. Философ считает, что следующая масштабная война может разгореться в Восточной Азии.

«Риторика Китая по поводу захвата Тайваня активизировалась. Мы все стали думать, что это [вторжение и захват чужих территорий] как будто бы стало возможным. Надо думать теперь, как с этим обходиться. Если вдруг такой конфликт разразится в Восточной Азии, то это будет катастрофа для всего мира, я считаю. Думаю, что США должны сделать все возможное, чтобы предотвратить захват Тайваня Китаем», – уверен спикер.

Он выразил мнение, что в случае с Тайванем Китай использует те же нарративы, что и российская пропаганда с Украиной. Такая риторика, по словам Фукуямы, подрывает веру людей в их собственные институты и взращивает идею, что «никому нельзя доверять, везде манипуляции и все подстроено специально».

«РФ очень успешно это проделала в США, сейчас Китай следует по этим стопам. Я не думаю, что они используют нарратив, отличающийся чем-то. Эти инструменты доказали свою эффективность», – говорит философ.

В свою очередь директор Центра подотчетных инвестиций и партнер Фукуямы по программе LAD Эрик Хонтц добавляет, что Казахстан должен ориентироваться не на Китай, а на демократические страны Азии, как Южная Корея или Япония.

«Нарратив, который распространяет Китай: вы же азиаты, у нас есть китайская азиатская модель, вы должны быть как мы. Демократия, либерализация, права человека – это все какие-то западные ценности, они нам не характерны, что азиатская модель противоречит либерализму», – заявляет Хонтц.

Он добавил, что при этом пропаганда забывает упомянуть такие государства, как Южная Корея или Япония, где люди имеют очень много возможностей для процветания, обогащения и развития. По словам Хотнца, либерализм подходит любой стране.