Недропользователей не будут штрафовать за отказ от бесперспективных скважин
Казахстанские недропользователи получат право отказаться от бесперспективного бурения скважин на этапе разведки, избежав при этом штрафных санкций за невыполнение контрактного обязательства. Эти и другие поправки планируется внести в кодекс «О недрах и недропользовании». Депутаты мажилиса приняли соответствующий законопроект.
Отказаться от бесперспективного бурения скважин можно будет только при условии проведения сейсморазведочных работ и подачи соответствующего заявления не позднее трех лет с даты заключения контракта на разведку и добычу, уточнили в нижней палате парламента.
Законопроект также предусматривает право бурения скважин на подготовительном этапе, их расконсервацию, а также опробование и испытание объектов. Проводить такие работы можно будет на основе утвержденного проекта разработки месторождения после прохождения экологической экспертизы.
При разработке и утверждении проектов разведки на этапе поисковых работ на суше вводится уведомительный порядок, в связи с чем недропользователи смогут ускоренно перейти к этапу геологоразведки. Также будет введен отдельный порядок выдачи разрешения на обременение права недропользования. Сроки его выдачи планируют сократить до 15 рабочих дней. Законопроект прошел одобрение в первом чтении.
На сайте министерства промышленности и строительства отмечается, что кодекс «О недрах и недропользовании» приняли в 2017 году. Указывается, что там собраны «лучшие международные практики в обеспечении прозрачных и понятных методов государственного регулирования отрасли, доступа к геологической информации, гармонизации национальных стандартов с мировыми».
В конце августа министр энергетики Алмасадам Саткалиев рассказал о планируемых нововведениях в кодекс «О недрах и недропользовании». Он говорил, что пакет предполагает стимулирующие меры для проведения геологоразведочных работ.
Саткалиев напомнил, что в прошлом году в целях привлечения инвестиций в недропользование по углеводородам было введено понятие «нетрадиционных углеводородов». Также принята инструкция и методика по их подсчету, позволяющая заблаговременно предусмотреть и быть готовыми к переходу от разработки «легкой нефти» («традиционной») к «трудноизвлекаемой» («нетрадиционной»). Кроме того, была упрощена процедура по предоставлению права недропользования посредством аукционов и внедрен «Улучшенный модельный контракт» (УМК) в сфере недропользования углеводородов по сложным проектам, закрепляющий значительный пакет регуляторных и фискальных преференций.
Тогда же вице-министр индустрии (сейчас данное ведомство упразднено) Азамат Бейспеков говорил, что минерально-сырьевая база Казахстана включает месторождения твердых и общераспространенных полезных ископаемых, углеводородов и подземных вод. Всего госбалансом учитывается более 8 тыс. месторождений по более 100 видам полезных ископаемых.
За 12 лет в проведение геологоразведочных работ вложено более 2 трлн тенге частных инвестиций. При этом наибольшая часть средств направлена на изучение углеводородов, на твердые полезные ископаемые – 479,7 млрд тенге. По сравнению с другими странами в Казахстане отмечается низкое государственное финансирование геологоразведки – $8 на один квадратный метр. Азамат Бейспеков предложил включить геологоразведку в общенациональные приоритеты Казахстана. Он анонсировал разработку новых механизмов, которые позволят повысить уровень государственных и частных инвестиций в разведку твердых полезных ископаемых к 2029 году до $300 на один квадратный километр.
Первого сентября президент Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана поручил правительству увеличить к 2026 году площадь изученных с точки зрения геологии земель в Казахстане до 2,2 млн квадратных километров. Одним из приоритетов, по словам главы государства, должен стать поиск редких и редкоземельных металлов.
Кроме того, сказал Токаев, правительству следует обеспечить приоритетное право на недропользование инвесторам, которые занимаются этим за счет своих средств. С помощью внедрения комплексной государственной экспертизы и полной цифровизации процесса планируется в два раза сократить сроки и процедуры согласования проектов. Он поручил до конца года разработать комплексное видение развития отрасли, так как, по его мнению, геологическое законодательство, принятое в 2018 году, так и не заработало в полной мере.