Какие меры способствуют увеличению уровня потребительской уверенности 

Опубликовано (обновлено )
социолог-аналитик исследовательской компании United Research Technologies Group
фото: kursiv.media

В предыдущих статьях (1, 2, 3) мы рассматривали факторы, влияющие на уровень потребительской уверенности и потребительское доверие – преимущественно в негативном ключе. В этой же – рассмотрим, какие меры или факторы могут способствовать увеличению уровня потребительской уверенности и, соответственно, потребительских расходов.

Еще Дж. М. Кейнс, английский экономист начала XX века, в своей основополагающей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) отмечал, что фискальные стимулы, вводимые государством, способны сократить профилактические сбережения населения, привести к повышенному спросу на рынке и росту потребительских расходов. Активно критикуя идею регуляции безработицы свободным рынком в период Великой депрессии, Кейнс предлагал введение фискальных стимулов как меру поддержки внутренней экономики и повышения уровня доверия потребителей.

Какие меры фискальной политики способны увеличить потребительскую уверенность?

Предыдущие эмпирические исследования, проводимые в развитых и развивающихся странах, продемонстрировали, что снижение прямых налогов с населения и предприятий положительно влияет на настроения потребителей и бизнеса и приводит к увеличению их расходов, стимулируя рынок. И потребителями, и бизнесом позитивно воспринимается снижение налогов (которое трактуется как временная мера поддержки экономики), а вот государственные инвестиции и стимулирование фонда заработной платы государством оказывает скорее негативное влияние – так как в долгосрочной перспективе предполагается, что благодаря данной политике налоговая нагрузка будет увеличена из-за роста государственного сектора. На уверенность потребителей и бизнеса оказывает влияние и экономическая политика в целом – ожидаемый дефицит может в значительной степени сократить доверие и привести к профилактическому сберегательному поведению. 

Бюджетные стимулы в период пандемии COVID-19

Возвращаясь к потребительской уверенности в период пандемии коронавируса, затрагиваемой в предыдущей статье, мы отмечали, что в такое время важно увеличивать уровень доверия и уверенности потребителей, стимулируя локальный бизнес, занятость и рынок. 

Исходя из данных Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и Международного Валютного Фонда о введении дополнительных методов фискальной и денежно-кредитной политики в период пандемии, бюджетные стимулы были направлены преимущественно на улучшение потребления домохозяйств и бизнес-инвестиций – хотя масштабы вводимых мер значительно отличались в разных странах. Например, развитые страны с высокими доходами чаще вводили более масштабные меры фискально-бюджетной политики, а также отреагировали на пандемию значительно быстрее, вводя меры поддержки населения и бизнеса ранее других стран. При этом бюджетные стимулы являлись критическими для развивающихся стран, поскольку там локальные рынки труда в большей степени нуждались в стабилизации благодаря поддержке уязвимых групп населения. 

Государственная экономическая поддержка в период пандемии 

Анализируя данные индекса экономической поддержки (ESI) ряда государств, можно отметить, что страны с развитой экономикой в более долгосрочной перспективе оказывали государственную экономическую поддержку домохозяйствам и бизнесу. Эмпирические исследования демонстрируют, что вводимые бюджетные стимулы оказывают значимый положительный эффект на доверие потребителей и их расходы в течение месяца после введения мер поддержки – при увеличении экономической поддержки растет и уровень потребительской уверенности. 

При этом влияние государственных мер поддержки более ярко проявляется в странах с развивающейся экономикой – особенно эффективными определяются политики по облегчению долговых обязательств населения и бизнеса, в то время как для развитых стран более эффективными оказываются меры по поддержке доходов бизнеса и, опосредованно, населения.

Обращаясь к данным индекса экономической поддержки (ESI) по странам Центральной Азии, можно отметить отсутствие консистентности государственной экономической поддержки в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане (данные по Туркменистану отсутствуют). Вводимые меры поддержки в большей степени распространялись на 2020 год, в то время как в 2021 году носили локальный и отчасти волнообразный характер – в то время как для подкрепления потребительской уверенности необходима последовательная и комплексная политика стимулов.

В период кризисов экономическая поддержка населения необходима для поддержания средств к существованию домохозяйств и стимулирования потребления населения. Эмпирические исследования демонстрируют, что предоставление поддержки домохозяйствам хоть и ведет к повышению уровня инфляции, в средне- и долгосрочной перспективе позволяет экономике страны быстрее возвращаться к докризисному уровню.

Материал подготовила Анастасия Саблина, аналитик Центра исследований Kursiv Research & Survey

Читайте также