Казахстанские продавцы торгуют на иностранных маркетплейсах в основном неказахстанскими товарами. Почему так происходит и что мешает реальным отечественным производителям продавать на международных интернет-площадках – в материале «Курсива».
Казахстанские товары made in China
Российский маркетплейс Ozon на главной странице выделил местные магазины в специальный раздел – «Казахстанские продавцы». Но казахстанское там только название – лишь около 15% продавцов из этого раздела торгуют товарами отечественного производства. Остальные перепродают товары, произведенные в других странах.
«В данный момент с нами работают более 3 тысяч активных продавцов из Казахстана. Чаще всего они продают товары, страной-изготовителем которых являются Китай, США, Вьетнам и Россия», – сообщили «Курсиву» в компании Ozon.
Активнее всего у казахстанских продавцов покупают карты памяти и флеш-накопители китайского производства. Самыми популярными категориями являются «компьютерные комплектующие», «электронные носители информации» и «мобильные телефоны» – ничего из этого в республике не изготавливается.
Немногочисленные продавцы с товарами отечественного производства представлены преимущественно в категориях «товары для детей», «продукты питания», «сумки» и «учебная литература».
Еще более скудный ассортимент казахстанских брендов на другой платформе из России – Lamoda. Там их всего около 30.
«Это как бренды с производством в Казахстане, так и бренды, чьи фабрики расположены в других странах. На данный момент они продаются только на рынке Казахстана и пока не представлены в других регионах присутствия Lamoda», – сообщила пресс-служба интернет-магазина.
На другом крупном российском маркетплейсе – Wildberries число активных продавцов из Казахстана (имеющие от одной продажи за календарный год) уже более 40 тыс. Сколько из них продают действительно казахстанские товары, в компании не сообщают.
«Касательно товаров, произведенных за пределами Казахстана, больше всего местные предприниматели реализуют товары из России, Китая и других стран СНГ», – ответила пресс-служба Wildberries без уточнения цифр.
Среди востребованных категорий местных товаров, которые продают на площадке казахстанские продавцы, – «одежда», «продукты», «посуда и инвентарь», «косметика и парфюмерия», а также «товары для дома». Но действительно ли все эти товары, которые преподносятся как местные, таковыми являются? Например, если верить описанию маркетплейса, то в Казахстане изготавливают карандаши для губ популярного французского бренда декоративной косметики Vivienne Sabo. На фоне таких описаний информация made in Kazakhstan на площадке выглядит сомнительно.
«Аналитическая служба отслеживает карточки товара и регион регистрации. Что касается страны производства, продавцы самостоятельно указывают в карточке товара страну производства и обязаны иметь всю необходимую документацию для продажи товара, при этом они должны ее предоставлять не только самой площадке, но и покупателям по первому запросу. При выявлении любых нарушений Wildberries применяет санкции – от блокировки товара до полной блокировки продавца на площадке», – ответила «Курсиву» пресс-служба маркетплейса по этому поводу.
Продукты для Поднебесной
На китайских торговых площадках картина обратная: там меньшая часть продавцов из Казахстана – около 20% – перепродает товары из других стран, в основном из Европы. Остальные же либо сами являются производителями, либо перепродают товары отечественного производства.
«Определенного количества нет, но точно знаем, что более 60% всех поставщиков Казахстана продают товары собственного производства (имеются в виду случаи, когда сами производители выступают продавцами)», – комментирует Мария Каданцева, генеральный директор компании MD Insight, официального сервис-партнера Alibaba.com в России и странах СНГ.
Самые ходовые категории товаров на китайских маркетплейсах – продукты из Казахстана. Наибольшим спросом пользуются казахстанские мед, мясо, растительные масла, крупы.
Общее число казахстанских продавцов на китайских маркетплейсах не доходит и до полутысячи. Большинство из них представлены на площадке alibaba.com в рамках программы по экспортной акселерации. Напомним, при поддержке минторга казахстанским компаниям на год предоставляется преференциальный аккаунт «Золотой Поставщик» (Gold Supplier). Gold Supplier – это премиум-статус продавца на alibaba.com. Его обладателям доступны комплексные методы продвижения своих товаров, включая приоритет в поисковой выдаче, возможность размещать любое количество товаров или услуг, отдельный мини-сайт продавца и другое.
На крупнейшей онлайн-платформе для продажи товаров и услуг в Китае Jd.com (Jingdong Mall) национальный павильон Казахстана появился в мае этого года. Пока там тоже в основном представлены производители продуктов питания.
Торгуют, но не везде
Одним из немногих казахстанских производителей, кто в течение года выставлялся на Alibaba не в категории «продукты питания», была компания «АГФ Групп» (бренд постельного белья ARUA). Несмотря на свой опыт международной торговли, в том числе и сотрудничество с IKEA, у бренда не получается попасть на некоторые российские маркетплейсы.
«Мы давно хотим открыть свой магазин на Wildberries и Ozon, но, к сожалению, мы, как казахстанское юрлицо, не можем получить DataMatrix-код (двумерный матричный штрихкод, используемый в российской национальной системе маркировки и прослеживания продукции – «Честный знак»). Дело в том, что все постельное белье, которое попадает в Россию, должно продаваться с этим кодом. «Казахтелеком» должен был сделать интеграцию с российским «Честным знаком» и выдавать нам этот DM-код. Но этого не произошло до сих пор», – объясняет директор производственной компании «АГФ Групп» Гаухар Насырова.
Предпринимательница обращалась в Ozon с вопросами, может ли она торговать своей продукцией на их площадке без этого кода, но разъяснений не получила.
Сейчас казахстанское постельное белье ARUA продается на российском «СберМаркете» и «Яндекс.Маркете».
«Эти поставки идут в b2b-формате, то есть «СберМаркет» и «Яндекс.Маркет» покупают нашу продукцию как юрлица. Они сами заказывают DM-коды и присылают их нам. После покупки они становятся правообладателями этого товара и уже сами дальше распродают его. То есть мы выступаем просто как поставщики, а эти площадки сами на свой страх и риск занимаются реализацией товара».
Подать заявку на получение DM-кода имеет право только российское юрлицо, но открыть его «АГФ Групп» не может, так как является участником СЭЗ «Оңтүстік», по условиям которой иметь филиалы за рубежом нельзя.
Еще один отечетсвенный производитель, также выставлявшийся на Alibaba, – бренд экоигрушек APOLI, не выходит на Wildberries по другой причине.
«На Wildberries для Казахстана недоступны очень многие маркетинговые инструменты. Например, таргетированная реклама. А без нее наш продукт органическим путем не может пробиться в топ. Потому что у нас недешевые игрушки, а также сама ниша еще достаточно новая для стран ЕАЭС», – рассказывает основательница производства Галина Шенберг.
Она отмечает, что аудитория Wildberries в основном состоит из тех, кто нацелен на более дешевый продукт.
«У каждого маркетплейса есть определенная специфика товаров. Например, за дорогой продукцией человек не пойдет на Wildberries. Там он будет искать, наоборот, что-то недорогое и массовое», – соглашается с Галиной креативный директор казахстанского бренда нишевой парфюмерии Aura of Kazakhstan Юлия Лукьяненко.
Свой товар они также не выставляют на Wildberries. Лукьяненко считает, что на этой площадке проще продавать что-то очень трендовое и недорогое, что сможет выйти в топ без рекламы, органическим путем. А продавать уникальные, качественные и дорогие продукты производителям из Казахстана там просто не имеет смысла.
«Много сил тратится на то, чтобы заключить контракт с площадкой, чтобы ему соответствовать, чтобы сделать фотографии по требованию гайда, которые у каждого маркетплейса свои. Это трудозатратно, а по итогу выхлопа из этого не будет», – объясняет Юлия Лукьяненко.
Нас там не ждут
На иностранные площадки, где продукция среднего и выше среднего ценового сегмента была бы уместна, местным магазинам попасть также не всегда возможно. В компании Aura of Kazakhstan поделились с «Курсивом» своим опытом выхода на западные маркетплейсы.
«Мы заходили eBay. Это была тренировка, чтобы потом встать на Amazon. Но оказалось, что там очень много препон для стран нашего региона. Такие площадки рассчитаны в основном на европейских и американских производителей и дистрибьюторов. В основном там стоят дистрибьюторы, у которых огромный ассортимент магазинов. Мы там постояли несколько месяцев и ушли в надежде, что когда-нибудь кто-то из наших западных дистрибьюторов (с которыми компания сотрудничает в офлайн-ретейле) выведет нас на эту площадку», – рассказывает Лукьяненко.
Она добавляет, что требования на таких площадках очень жесткие: «Магазин могут заблокировать по жалобе любого человека. Апелляцию они не рассматривают, на наши письма не отвечают. Они просто не нацелены на сотрудничество с нашим регионом».
В Министерстве торговли и интеграции сообщили «Курсиву», что QazTrade в рамках проекта ITC Ready4Trade Central Asia совместными усилиями с представителями других стран ЦА пытаются вывести предпринимателей из региона на электронные площадки eBay, Foursource и другие.
«Мы пока смотрим на эти попытки со стороны. Когда увидим, что кто-то из казахстанских продавцов смог там закрепиться и поработать хотя бы год, тогда мы туда вернемся. Потому что я еще не видела никого, кто бы казахстанские продукты больше года там смог продавать. Магазины из Казахстана там буквально два-три месяца работают и закрываются. Потому что эти площадки не заинтересованы в сотрудничестве с нашим регионом, у них все прекрасно и без нас», – заключает Юлия Лукьяненко.