С 2024 года в Казахстане будут по-новому рассчитывать стоимость обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства – ОГПО ВТС. Согласно законопроекту, инициированному Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), в большинстве регионов ожидается снижение тарифов, а в некоторых, наоборот, повышение. Председатель Freedom Insurance Азамат Керимбаев рассказал, как это отразится на рынке и на прибыльности страховых компаний. По его словам, рынок может «просесть» на 15-20%.
АРРФР с 2021 года разрабатывает поправки, из-за которых с января 2024 года изменится стоимость ОГПО. Сейчас она зависит от размера МРП (базовая страховая премия составляет 1,9 МРП в год), возраста и стажа вождения автовладельца, места регистрации автомобиля, срока эксплуатации транспортного средства и наличия или отсутствия страховых случаев по вине лиц, гражданско-правовая ответственность которых застрахована (система «бонус-малус»). У каждого параметра есть свой коэффициент, который умножается на базовую премию. Средний размер премии по Казахстану, по словам Керимбаева, составляет около 15 тыс. тенге.
ААРФР хочет 70-процентной убыточности страховщиков
Исходя из показателя таргетированной убыточности (сумма выплат и резервов по заявленным убыткам деленная на заработанную за определенный период времени), АРРФР хочет устанавливать тарифы. К примеру, сейчас в Алматы к базовому тарифу применяется коэффициент 2,96, поясняет Керимбаев. По его расчетам, значение планируют снизить до 0,89, в этой связи тарифы могут уменьшиться до 70-80%. Такая инициатива повысит коэффициент убыточности страховщиков с нынешних 46% примерно до 70%.
«Так как это социальный продукт, регулятору не нравится, что страховщики зарабатывают 50% на страховых выплатах. Вместо этих 46% регулятор хочет видеть коэффициент убыточности 70%. Окончательные тарифы еще не утверждены. Это планируется сделать к ноябрю. В Туркестанской области, где убыточность высокая, тарифы будут увеличены на 20%. В Жамбылской области тарифы будут увеличены на 30%. В 13 регионах снижение, в семи — повышение. В Алматинской области на 34% будет ниже, хотя она, наоборот, убыточная», — добавил он.
Председатель Freedom Insurance также напомнил, что со следующего года также заработает система Европротокола. Количество выплат будет расти, их сумма тоже, при этом тарифы будут снижаться, уточняет Азамат Керимбаев.
«По моим расчетам, объем выплат может увеличиться на 5-25 млрд тенге, в зависимости от того, как часто будут пользоваться Европротоколом. На фоне общего снижения тарифов в общей массе на 15-25% убыточность продукта ОГПО будет выше, чем 100%. По моей оценке, в следующем году страховой рынок «просядет» примерно на 15-20%. С учетом поправки на МРП, это примерно плюс 6-8%. Возможно, мы выйдем в ту же картину [как в нынешнем году], но объем страховых выплат значительно увеличится», — говорит он.
За январь-июль 2023 года объем премий страховых компаний составил 68,5 млрд тенге. Из них 45 млрд тенге до сих пор собираются через страховых агентов. Почти на 13 млрд тенге покупают страховку через интернет на сайтах страховых компаний. Оставшиеся 10 млрд тенге – прямые каналы продаж, когда люди обращаются к менеджерам и в офисы страховых компаний. 57 млрд тенге собирается за счет физлиц.
«За 7 месяцев мы собрали 68,5 млрд тенге премий, 32 млрд тенге страховщики успели выплатить клиентам по страховым случаям (именно ДТП). Если смотреть коэффициент выплат, то он составляет 46%. Казалось бы, что все нормально. Половина премий выплачивается клиентам, половина премий уходит на расходы страховщика — агентские комиссии для привлечения клиентов, расходы на операционные вещи, маркетинг и так далее», — говорит спикер.
Freedom Insurance рекомендует АРРФР исключить из расчетов трансграничное автострахование
Еще одной проблемой является так называемый временный въезд (страхование авто, зарегистрированных в другой стране). По нему за первые семь месяцев этого года страховщики собрали в виде премий 18,5 млрд тенге из общего объема в 41,7 млрд тенге. Размер выплат составил 3,5 млрд тенге, их коэффициент составил 19%. Керимбаев считает, что остальные 75-80% не формируют прибыль, а идут на комиссионные вознаграждения, выплаты пограничникам, а также в тень.
«За счет маржинальности временного въезда планируется снизить тарифы по 13 регионам. Если не брать в расчет временный въезд, то по городам и регионам коэффициент выплат в среднем составляет 60-70%. В целом, если убрать временный въезд, убыточность и так целевая, как хочет регулятор», — поясняет Керимбаев.
Председатель Freedom Insurance уверен, подход регулятора к снижению тарифов приведет к «удару» по страховщикам, которые не занимаются трансграничным автострахованием. Среди них Freedom Insurance, по отчетности которой коэффициент убыточности составляет 131% (объем выплат превышает объем премий).
«Ряд компаний будут вынуждены выходить на такие рынки, как страхование корпоративных или юрлиц или страхование трансграницы. Но, сожалению, она не подлежит оцифровке, так как нет единых баз данных. Мы им сказали, что так, возможно не надо делать, потому что нам и рознице будет тяжело. Мы надеемся, что до ноября нам удастся убедить регулятор, что временный въезд нужно исключить», — добавляет спикер.
Почему страхование по ОГПО убыточно
Азамат Керимбаев также проанализировал, как менялись расходы населения на ремонт и обслуживание авто с 2007 года (когда к базовому размеру выплаты по ОГПО стали применять коэффициенты). В 2007 году этот показатель составлял 17 млрд тенге. В 2022 году объем этих расходов составил 168 млрд тенге, увеличившись почти в 10 раз за последние 15 лет.
Количество застрахованных легковых транспортных средств в стране тоже растет, и если в 2007 году их насчитывалось 2,2 млн, то сегодня это 4 млн на начало года и 4,5 млн после легализации иностранных авто. В то же время в 2008 году средняя выплата за ущерб в ДТП в рамках ОГПО составила 180 тыс. тенге, а в 2023 году, она равна всего 550 тыс. тенге (рост в 2,5 раза).
«Это наводит на мысль, что выплаты по ОГПО недостаточны, чтобы хоть как-то отремонтировать авто. Если сопоставить среднюю стоимость услуг по ремонту (сейчас 1,82 млн тенге) и размер страховых выплат (550 тыс. тенге), то получается разница более, чем в три раза. Когда существует кратная разница, клиенты будут недовольны страховыми компаниями и продуктами ОГПО, потому что сумм, полученных от страховщиков, будет всегда недостаточно для ремонта авто. Так происходит, потому что при средней премии в 15 тыс. тенге 550 тыс. тенге страхового возмещения является более-менее справедливой суммой. Убыточность в 70% является комфортной для страховщиков, чтобы выйти хотя бы в ноль», — рассказывает Азамат Керимбаев.
Он отмечает, что страхование по ОГПО уже является убыточным. У лидеров рынка – «Евразии», Halyk, Jusan Garant – комбинированный коэффициент составляет более 100%. Из 10 компаний, которые занимаются ОГПО, эти три занимают порядка 95% рынка. Причем только у четырех фирм есть положительное сальдо, у остальных шести – убытки. К примеру, чистый убыток от ОГПО у «Евразии» (на долю которой приходится 30% рынка) в 2022 году составил 7,1 млрд тенге. Похожая ситуация наблюдается у Halyk и Jusan Garant.
«Следующий год будет еще более убыточным, и я прогнозирую, что маленькие компании начнут сдавать свои портфели, это уже происходит сейчас. Кто-то хочет избавиться от портфеля заранее, кто-то просто прекратит продажи. И мы увидим, что на концентрированном рынке будет доминировать две-три компании. Средняя доходность на рынке сегодня – это 8%», — говорит Керимбаев.
Изменение тарифов приведет к концентрации рынка
Представитель Ассоциации страховщиков Казахстана Марина Шиповалова обращает внимание на то, что существует показатель реальной убыточности. Он рассчитывается с учетом выплат страховщиков за весь период, в течение которого действует договор. За счет этого убытки «настигают» страховщиков не в тот год, когда они собрали премии, а намного позже. Она называет проблемой фиксацию прибыли по календарному периоду, а не по полисному году.
«Чем больше вы «надуваете» свой портфель, тем больше растут убытки. Если вы снижаете темпы роста своего портфеля по премиям, то вас потом такие убытки догоняют, что приходится платить из своего кармана. Если сейчас «Евразия» остановится, она как минимум будет три года платить деньги из своего кармана», — говорит она.
Шиповалова напоминает, что в 2007 году, когда решался вопрос тарифов, осталась одна компания – «Алтынполис», все вышли из бизнеса. Спикер также приводит в пример ситуацию на российском рынке, когда «Росгосстрах» занял более 50% рынка ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности).
«Сейчас все действия направлены на то, чтобы рынок еще больше концентрировался. Это самая большая угроза. Если такой страховщик заберет на себя весь рынок, к примеру, если «Евразия» вырастет еще на 10%, до 40%, они будут слишком большими, чтобы их убить. Если сейчас этот бизнес сконцентрируется в одной компании, рынок и регулятор и населения станут его заложниками, а если он лопнет, будет большая беда», — заключает Шиповалова.
В июле Азамат Керимбаев рассказывал о проблемах и игроках рынка автокредитования, который доходит до 1,5 трлн тенге. Он отмечал, что на рынке сложилась следующая ситуация: когда человек берет автокредит, то автоматически покупает добровольное страхование КАСКО. Из-за слабого урегулирования страховых случаев компаниями, у клиентов нет доверия к отрасли на протяжении последних 15-20 лет. Кроме того, подчеркивает Керимбаев, нынешние условия страхования не способствуют повышению доверия клиентов к страховой отрасли. Размер средней страховой выплате по КАСКО на 2023 год составляет 978 тыс. тенге, по ОГПО – 550 тыс. тенге. При этом, реальный ущерб для автовладельцев в разы выше.