Минсельхоз предложил разрешить транзит российской пшеницы через Казахстан
Минсельхоз разъяснил, что введенный ранее полугодовой запрет на ввоз в страну российской пшеницы не распространяется на транзитные перевозки с целью поставок в третьи страны. Проект соответствующих поправок в ведомственный приказ размещен на портале открытых нормативно-правовых актов.
Документ расширяет перечень исключений, не подпадающих под действие общего запрета. До сих пор они касались только ввоза пшеницы по железной дороге лицензированным элеваторам, переработчикам зерна и птицеводческим предприятиям. Теперь предлагается уточнить, что завозить зерно из любых стран, включая государства-члены ЕАЭС, можно также для транзита зарубежным покупателям.
«Последние несколько лет казахстанский рынок зерна страдает из-за нелегального ввоза «серого импорта», что негативным образом отражается на финансовом состоянии казахстанских фермеров, ведет к несвоевременному исполнению обязательств перед кредиторами, и, в целом, ставит под угрозу проведение посевной кампании 2024 года. Значительные объемы российской пшеницы, завозимой по низким демпинговым ценам, оказывают серьезное давление на внутренний рынок. В результате наша пшеница остается невостребованной», — говорится в пояснительной записке к документу.
Так авторы обосновывают введенные ранее запреты на импорт пшеницы автотранспортом из России и железнодорожным транспортом из стран ЕАЭС. По их оценке, дальнейший ввоз зарубежной, в основном российской, пшеницы, может привести к массовому банкротству фермеров, что, в свою очередь, негативно скажется на продовольственной безопасности Казахстана.
Запрет на ввоз пшеницы автотранспортом был впервые введен в апреле нынешнего года и действует до середины октября. Утверждалось, что инициаторами ограничений тогда выступили участники рынка: фермеры, трейдеры и мукомолы. Их не устраивало, что большая часть ввозимой в Казахстан пшеницы поступает нелегально из России, а продавцы не платят НДС, что делает цены неоправданно низкими.
Ввезенное зерно, как утверждалось, легализовывалось через крестьянские хозяйства и реэкспортировалось в Центральную Азию, оставляя невостребованной казахстанскую продукцию либо вынуждая фермеров снижать цены на нее. При этом мелкие переработчики, напротив, выступали против запрета на ввоз пшеницы автотранспортом, указывая на то, что они не имеют возможности договариваться о поставках по железной дороге.