Halyk Finance раскритиковал поправки в Налоговый кодекс

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
В Казахстане срочно необходима кардинальная налоговая реформа – Halyk Finance. Фото: Shutterstock, Freepik и Halykfinance.kz

Аналитики Halyk Finance раскритиковали предложения правительства по изменениям в Налоговый кодекс. Эксперты утверждают, что предложения очень ограниченны, без адекватного анализа и достаточных обоснований. По их словам, в Казахстане «срочно необходима кардинальная» налоговая реформа. Об этом говорится в обзоре брокера.

В начале сентября правительство вынесло на публичные обсуждения проект поправок в Налоговый кодекс. Предлагалось пересмотреть ставки НДС, ИПН, КПН, реформировать специальные налоговые режимы (СНР), гармонизировать акцизные ставки на табачные изделия, пересмотреть налогообложение транспортных средств и недвижимости, ввести налог на роскошь и другое.

«Данные предложения в основном направлены на повышение налоговых ставок, что вызвало бурную дискуссию в обществе. Правительственные предложения вызывают серьезные вопросы как с точки зрения общего подхода к налоговой реформе, так и по отдельным направлениям налогообложения», – отметили аналитики.

Предложения по росту налоговых ставок — исправление прошлых ошибок

Halyk Finance напоминает: казахстанские власти приняли решение о кардинальном снижении налоговых ставок в 2006 году. Такое решение объясняли диверсификацией экономики, улучшением условий ведения бизнеса в стране, выходом бизнеса из «тени» и повышением инвестиционной привлекательности Казахстана.

В 2008 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в послании народу поручил сократить количество налоговых льгот и преференций для отдельных субъектов, так как это негативно влияло на конкуренцию.

С 2006 по 2009 год произошел переход от прогрессивной шкалы ИПН от 15% до 20% к плоской шкале со ставкой в 10%, КПН снизили с 30% до 20% (сейчас его предлагается снова увеличить до 25–30%), НДС снизили с 16% до 12% (сейчас предлагается вернуть прежнее значение), регрессивную шкалу соцналога со ставками от 13% до 5% заменили на «плоскую» в 11%. Однако кардинальная реформа не достигла своих целей. Более того, начиная с 2009 года резко усилился процесс раздачи налоговых льгот отдельным компаниям и секторам экономики, отмечает Halyk Finance.

Налоговая система нуждается в кардинальной реформе

Эксперты указали, что их анализ и рекомендации основаны на обзоре организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) налоговой политики Казахстана, который был опубликован в 2020 году. Документ отвечает текущим реалиям, так как «с того времени налоговая политика Казахстана практически не поменялась».

В отчете ОЭСР говорится, что Казахстану необходимо реформировать налоговую систему, чтобы уменьшить зависимость от доходов, связанных с природными ресурсами, и укрепить долгосрочную устойчивость экономики страны. В документе проанализированы доходы и расходы госбюджета, налоговая система, и даны рекомендации по ее реформе. ОЭСР подчеркивает, что казахстанским властям нужно увеличить несырьевые налоговые поступления, чтобы ускорить рост госрасходов и сократить зависимость от нефтяных доходов.

«Мы полностью согласны с главными целями налоговой реформы, о которых говорится в отчете ОЭСР. К сожалению, в правительственных предложениях по Налоговому кодексу не описываются стратегические цели налоговой реформы. Они имеют очень ограниченный формат и не дают адекватный анализ, а также достаточные обоснования по предлагаемым изменениям в Налоговом кодексе, что является ключевым недостатком данного документа», – указали аналитики.

Сравнение ставок в разных странах – не основание для их повышения

Halyk Finance говорит, что простое сравнение налоговых ставок в Казахстане и других странах не может быть обоснованием для их повышения. Эксперты предлагают ориентироваться не только на обзор ОЭСР, но и на казахстанскую концепцию управления госфинансами до 2030 года. По их словам, там приводится «достаточно хороший анализ текущей ситуации и международного опыта по бюджетной политике».

В концепции, которая была утверждена указом президента Касым-Жомарта Токаева в сентябре 2022 года, среди ключевых проблем налогово-бюджетной политики указаны зависимость бюджета от нефтяных доходов, недостаточность налоговых поступлений от ненефтяных доходов, сокращение активов Нацфонда. В документе говорится, что сравнительный анализ доходов бюджета с показателями других стран подтверждает низкую долю доходов бюджета к ВВП. Однако в предложениях к Налоговому кодексу данные проблемы не проанализированы, обращают внимание эксперты.

«Для обоснования определенных мер налоговой реформы необходим комплексный анализ с учетом прогнозных социально-экономических расходов бюджета, налоговой нагрузки по каждому налогу с оценкой доли определенного налога к ВВП и так далее», – считает Halyk Finance.

К примеру, в отчете ОЭСР говорится, что Казахстан не должен фокусироваться только на повышении налоговых ставок, а работать в направлении расширения узкой налоговой базы, сокращения налоговых льгот и повышения уровня соблюдения налогового законодательства.

Низкая доля ненефтяных доходов

Также Halyk Finance указывает на проблемы с ключевым показателем — долей ненефтяных налогов в ВВП. К примеру, в отчете ОЭСР подчеркивается, что в Казахстане доля таких доходов в ВВП существенно ниже по сравнению со средним значением по странам организации.

«Правительственный документ по налоговой реформе должен был привести анализ и рассмотреть каждое направление, которое приводит к низкому уровню ненефтяных налоговых доходов в Казахстане. К сожалению, в опубликованных предложениях по Налоговому кодексу вообще не рассматривается данный ключевой показатель и, соответственно, не проводится анализа по тому, какие фундаментальные причины приводят к низкому уровню налоговых доходов в ВВП страны», – уверены эксперты.

В прогнозе социально-экономического развития Казахстана на 2024–2028 годы при очень оптимистичных планах по росту экономики прогнозируется снижение доли ненефтяных налоговых доходов в ВВП, указывают аналитики. Ненефтяные налоговые доходы по отношению к ВВП составят в 2023 году 18,1%, в 2024 – 17,6%, в 2025 – 16,6%, в 2026 – 15,7%. Такая негативная тенденция, прогнозируемая правительством, говорит об очень серьезных проблемах в налоговой системе Казахстана, добавили эксперты. Из-за этого, по их словам, возникает большой вопрос о среднесрочной устойчивости государственного бюджета.

Правительство проигнорировало расходы на медицину и социальное обеспечение

Кроме того, в обзоре Halyk Finance отмечается, что в предложениях «полностью игнорируется» государственное социальное и медицинское обеспечение, хотя оно тоже является частью налоговой системы.

«По нашему мнению, в документ по налоговой реформе нужно было включить прогноз расходов правительства на социальное и медицинское обеспечение и, исходя из этого, дать расчеты по ставкам налогов и взносов в бюджет по этому направлению», – считает Halyk Finance.

Брокер напоминает, что ОЭСР отмечала неэффективность государственных систем медицинского и социального обеспечения и рекомендовала продолжить реализацию реформ в этой сфере. В частности, говорилось о значительном недофинансировании систем. Также аналитики Halyk Finance задаются вопросом, за счет каких налоговых доходов будет финансироваться ускоряющийся рост пенсий, выплачиваемых из бюджета.

Предложения Halyk Finance по ИПН

Аналитики выразили мнение, что переход к «плоской» шкале был ошибкой. По их словам, именно прогрессивная шкала индивидуального налогообложения формирует «более благоприятную социально-экономическую систему» по справедливому перераспределению доходов в обществе. Эксперты уверены, что возврат к прогрессивной шкале позволит увеличить ненефтяные доходы бюджета.

Между тем в отчете ОЭСР заявляется, что Казахстан может перейти на прогрессивную систему ИПН для поддержания справедливости и увеличения доходов в среднесрочной перспективе, но не раньше, чем будут устранены определенные риски и проблемы. К примеру, долгое внедрение системы всеобщего налогового декларирования доходов и расходов (с 2010 года). Кроме того, внедрение прогрессивной шкалы ИПН должно быть подкреплено строгими эмпирическими данными, включая разработку симуляционных моделей ИПН с использованием данных из индивидуальных налоговых деклараций. В этой части Halyk Finance полностью согласен с мнением ОЭСР.

«Только после анализа всех деклараций и понимания налогооблагаемой базы можно будет определить пороги и ставки по прогрессивной шкале ИПН, так чтобы были минимизированы негативные аспекты такой системы налогообложения. Причем такой подход должен использоваться для всех налогов и взносов (включая социальные), которые исчисляются от размера трудовых доходов физических лиц», – говорится в обзоре казахстанского брокера.

Halyk Finance считает, что в реформировании также нуждается налогообложение доходов от личного капитала, движимого и недвижимого имущества с учетом информации из системы всеобщего декларирования.

Необходимости в увеличении КПН нет

Правительство рассматривает увеличение нагрузки по КПН на горнорудный, нефтяной и банковский секторы. Ожидается, что там ставки будут увеличены с текущих 20% до 25–30%, что «обеспечит справедливый подход с распределением уровня нагрузки в зависимости от рентабельности деятельности и учета совокупной налоговой нагрузки».

«При этом правительство не дает никакого аналитического обоснования тому, в чем заключается справедливость такого подхода распределения налоговой нагрузки, зачем нужно поднимать ставки КПН для отдельных отраслей и почему выбраны именно эти отрасли. В результате такие предложения правительства по ставкам КПН вызывают большие вопросы», – пишут аналитики Halyk Finance.

Они добавили, что в документе правительство само указывает на проблемы, которые при ставке КПН в 20% приводят к тому, что налог собирается на уровне от 2,9% до 3,8% от эффективной ставки. Главные из них – налоговые льготы для лизинга, приоритетных секторов экономики, образования, медицины. Однако власти ни слова не говорят о решении указанных проблем.

Halyk Finance считает, что нет необходимости увеличивать КПН для горнорудного и нефтяного секторов. Вместо этого предлагается вернуть налог на сверхприбыль для всех недропользователей и первичных переработчиков природного сырья.

«Крупнейшими источниками налоговых поступлений в бюджет Казахстана являются добывающие секторы, чьи доходы чувствительны к мировым ценам на сырье. Такая недиверсифицированная налоговая база по КПН делает Казахстан уязвимым к снижению налоговых поступлений. Нам непонятно желание правительства увеличить ставки по КПН на горнорудный и нефтяной сектор. Ситуация очень хорошо регулируется налогом на сверхприбыль, который на сегодня действует в нефтяной отрасли и был отменен в 2018 году для горно-металлургического комплекса», – поясняют свое предложение аналитики.  

Кроме того, эксперты не видят необходимости в повышении КПН для банков. Они указали, что предложения правительства не дали никакого анализа по «очень высокой» рентабельности банковского сектора Казахстана по сравнению с другими секторами экономики и другими банками за рубежом. Halyk Finance отмечает, что банки могут получить сверхдоходность на внутреннем рынке из-за монопольного положения на рынке; из-за проблем с банковским регулированием; в период высокой базовой ставки.

«Первые две причины должны решаться банковским регулятором за счет стимулирования конкуренции на рынке и за счет изменения банковского регулирования. Нет сомнений, что более высокая базовая ставка Нацбанка приводит к более высоким процентным доходам у банков. Сегодня такое происходит не только в Казахстане, но и во всем мире. Однако такие изменения в процентных доходах банков напрямую относятся к экономическим циклам. Вполне может случиться, что рентабельность банков упадет ниже приемлемого уровня», – полагают аналитики.

Градация по НДС не нужна

Правительство предлагает постепенное увеличение ставки НДС с 12% до 16%. Такая мера позволит правительству выполнять свои социально-экономические обязательства, говорят аналитики Halyk Finance. Они поддерживают небольшое повышении ставки НДС, поскольку она низкая по международным стандартам, но этот вопрос следует рассматривать в контексте уровня инфляции.

«Мы считаем, что в Казахстане должна использоваться единая ставка НДС без градации между различными отраслями. Также нужно снизить порог регистрации НДС наряду с мерами по упрощению процедур уплаты налога», – выразили мнение аналитики.

Налоговые льготы нужно пересмотреть

Halyk Finance считает, что нужно полностью пересмотреть налоговые льготы в Казахстане. В то же время в предложениях к Налоговому кодексу говорится, что «предоставление государством налоговых льгот в рамках проводимой той или иной налоговой политики является объективным фактором. Льготы дают стимул для развития экономики и служат инструментом привлечения инвестиций».

«Однако история Казахстана не подтверждает этот тезис. Снижение налоговых ставок в 2006 году не помогло достигнуть заявленных целей. Помимо общего снижения налогов, начиная с 2009 года правительство стало активно раздавать налоговые льготы различному бизнесу», – напомнили аналитики.

К примеру, Высшая аудиторская палата в своем «Кратком заключении к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год» отмечала, что недополученные доходы бюджета за счет представленных налоговых льгот за 2018–2021 годы составили 30,4 трлн тенге. Для сравнения, расходы республиканского бюджета в 2022 году составили 18,5 трлн тенге. В отчете палаты отмечается, что «уполномоченные государственные органы не обладают объективной информацией о сумме потерь бюджета от налоговых льгот и не проводят оценку их эффективности в отраслях и экономике в целом».

«По нашей экспертной оценке, большая часть недополученных налоговых доходов (налоговые субсидии) были потрачены зря, и они так и не привели к росту конкурентоспособности и диверсификации экономики. Необходим кардинальный пересмотр системы налоговых льгот в Казахстане, и вполне возможно, что отпадет необходимость в увеличении некоторых ставок налогов», – уверены эксперты.

Они добавляют, что необходимо срочно устранить репрессивный и коррупционный характер налогового администрирования, так как это ухудшает инвестиционный и бизнес-климат в стране. Необходимо запретить налоговым органам накладывать арест на банковские счета и другое имущество бизнеса без санкции суда. С другой стороны, Halyk Finance предлагает усилить уголовное наказание за намеренное уклонение от уплаты налогов.

Специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса

Специальные налоговые режимы (СНР) для малого и среднего бизнеса (МСБ) используются в Казахстане для предоставления налоговых льгот и для упрощения расчетов, отчетности, оплаты налогов для МСБ. Судя по предложениям правительства, на сегодня применение СНР создает две основные проблемы: «дробление» предприятий из крупных в средние и из средних в малые для оптимизации налоговой нагрузки и чрезмерное многообразие СНР.

В предложениях властей отмечается, что сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает два основных подхода по отношению к субъектам малого бизнеса:

  • введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль);
  • введение особых (упрощенных) режимов налогообложения малого бизнеса. Упрощенное налогообложение предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов и взимания.

«По нашему мнению, Казахстану необходимо использовать второй подход для использования СНР, что означает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении расчетов, отчетности и оплаты налогов», – предложил Halyk Finance.

Они также указывают на важность перехода на правильную классификацию МСБ по двум критериям (уровень дохода бизнеса и численность наемных работников) как для целей статистики, так и для использования целей налогообложения по СНР. В заключение аналитики подчеркнули, что налоговая политика не должна рассматриваться в отрыве от бюджетной политики, так как у них одни и те же задачи.

Читайте также