Посол США назвал идеальным потенциальный договор о ненападении на объекты на Черном море, включая терминал КТК

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Посол США в РК считает идеальной возможность появления договора о ненападении на инфраструктурные объекты на Черном море, включая КТК / t.me / caspian_pipeline и shutterstock

Посол США в Казахстане Дэниел Розенблюм считает идеальной возможность появления договора, который бы обеспечил безопасную работу всех инфраструктурных и коммерческих объектов на Черном море, включая морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске (РФ).

«Ситуация в Черном море является, конечно, сложной, и было бы очень хорошо для всех, если бы появился какой-то договор, который бы помогал обеспечить безопасность коммерческих и гражданских объектов инфраструктуры. Я не уверен, насколько это возможно. Конечно, идеально было бы, чтобы подобный договор появился, чтобы какие-то военные действия не повлияли на коммерческие и гражданские объекты», – сказал он журналистам, отвечая на вопрос о том, обращалось ли казахстанское правительство с просьбой как-то урегулировать вопросы безопасности работы КТК, который помогает в обеспечении энергетической безопасности стран Евросоюза.

По его словам, посольство уже проводило обсуждения с заинтересованными сторонами по вопросам безопасности деятельности КТК в Новороссийске.

«Да, у нас были обсуждения касательно безопасности КТК, и эти обсуждения были не только с правительством Казахстана, но и с представителями различных компаний, которые рассчитывают на КТК в своей работе, потому что, разумеется, они заинтересованы в бесперебойной и безопасной транспортировке нефти. Пока эти разговоры были из категории дискуссий, обсуждений. Как таковых запросов о помощи не было. Это все-таки ответственность компаний, ответственность инвесторов и также ответственность государства Казахстан, правительства Казахстана, так как компания «КазМунайГаз» является государственной», – сказал Розенблюм. 

Стоит отметить, что сам КТК сообщил, что не был приглашен к подобным дискуссиям.

«Руководство КТК не было уведомлено о таких встречах и не принимало в них участия. При этом менеджмент компании предпринимает необходимые меры для обеспечения безопасной работы и защиты всей инфраструктуры нефтепровода Тенгиз-Новороссийск», — отметили в компании.

Министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщил ранее, что Казахстан выступит с инициативой по обеспечению стабильности работы черноморского терминала КТК, через который на экспорт идет 80% казахстанской нефти.

«Что касается обеспечения безопасности работы порта, безусловно, Казахстан выступит с инициативой на политическом уровне по обеспечению стабильной работы данного порта, исходя из того, что выгодоприобретателями от работы именно нефтяного терминала являются крупные мировые потребители, в том числе и из Европейского союза», – сказал он журналистам 8 августа.                                            

Вместе с тем, по его мнению, ситуация с работой морского терминала КТК должна оставаться стабильной, поскольку в этом заинтересованы транснациональные компании.

«В стабильной работе КТК заинтересованы крупные производители, так называемые мейджеры, глобальные компании – мы думаем, что данная ситуация будет оставаться стабильной, и таких случаев (атак на инфраструктурные объекты на Черном море. – «Курсив») будет, наверное, минимальное количество», – сказал Саткалиев.

Глава Минэнерго отметил, что соответствующая работа должна быть организована по дипломатичным каналам. По его словам, соответствующее поручение уже было дано премьер-министром Алиханом Смаиловым. Кроме того, речь идет и об экспорте казахстанской нефти по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (договоренность уже достигнута), а также Баку – Супса (обсуждается возможность заключения договоренности) в обход РФ. Одновременно Казахстан начал поставки по нефтепроводу «Дружба» через российскую территорию в Германию.

Минобороны РФ сообщало в августе о предпринятой вооруженными силами Украины попытке атаки на российскую военно-морскую базу в Новороссийске, недалеко от которого находятся выносные причалы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Атака проводилась с помощью двух беспилотных катеров. По сообщению российского Минобороны, оба судна были обнаружены и уничтожены кораблями, охраняющими внешний рейд военно-морской базы.

В свою очередь губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев добавил, что пострадавших и разрушений в результате атаки нет. При этом местные жители рассказали в соцсетях о взрывах в районе Новороссийска и села Мысхако, расположенного западнее города. Предположительно, источником звуков стал взорвавшийся беспилотник, подбитый российскими кораблями.

В 18 км от Новороссийска и в 16 км от Мысхако расположено село Южная Озереевка, на окраине которого находятся береговые сооружения российской части КТК. Компания-оператор трубопровода сообщила, что инфраструктура не повреждена и продолжает работать в штатном режиме. Сотрудники компании отгружают поступающую по трубопроводу нефть на пришвартованные танкеры. При этом в порту Новороссийска ввели временный запрет на движение судов.

КТК выступает одним из основных маршрутов экспорта казахстанской нефти. Через него осуществляется 80% поставок в Европу. При этом поставки по резонансному контракту с Германией, которая стремится заместить казахстанской нефтью российскую, осуществляются через наземный нефтепровод «Дружба», проходящий в том числе по территории России и Беларуси.

В марте ВСУ атаковали участок «Дружбы» в Белгородской области при помощи беспилотников. Серьезных разрушений тогда удалось избежать, в пустом резервуаре одной из подстанций образовалась дыра площадью 1 кв. м.

Акционерами компании-оператора КТК выступают российская «Транснефть» (24%), «КазМунайГаз» (19%), американская Chevron (15%), нидерландская структура «Лукойла», Lukarco (12,5%), американский ExxonMobil (7,5%), зарегистрированное на Кипре совместное предприятие «Роснефти» и Shell (7,5%), а также миноритарные собственники из Великобритании, Казахстана, Италии и США.

В конце июня КТК завершил плановый ремонт третьего выносного причала и его ввели в эксплуатацию. После этого все три причала заработали на полную мощность.

Читайте также