Как придать швейцарский лоск узбекскому курорту
Узбекские горы плюс швейцарские инвестиции – такую формулу успеха вывел горнолыжный курорт «Амирсой», расположенный примерно в 70 км от Ташкента. Почти одновременно со стартом проекта началась пандемия COVID-19, которая ударила по туристической индустрии во всем мире. Но в этом конкретном случае коронавирусные ограничения только поспособствовали популярности курорта.
Горы возможностей
Когда приезжаешь в «Амирсой», с трудом веришь, что городок-шале, канатную дорогу на вершину, инфраструктуру вокруг возвели буквально за три года. Горный курорт открылся в самом конце 2019 года, в середине марта 2020 года в Узбекистане зафиксировали первый случай заражения коронавирусной инфекцией, чуть позже в стране объявили карантин. Когда ограничения немного ослабли, а режим самоизоляции был отменен, узбекистанцы поехали в «Амирсой». Возможно, будь у них, как и прежде, возможность выезжать за пределы страны, они бы «распробовали» новый курорт не так быстро. А ведь «Амирсою» уже тогда было что предложить – 47 шале из натурального дерева в альпийском стиле («наш генеральный менеджер позиционирует проживание в шале как best bed experience», – делятся сотрудники курорта), рестораны, гондольную канатную дорогу Prima на вершину (самая высокая точка курорта 2290 м), кресельную канатку, несколько трасс разного уровня.
Первый этап строительства курорта практически без остановки перетек во второй. Появились новые трассы, гондольная дорога Amirsoy Express протяженностью почти 3 км – на ней гости поднимаются с перехватывающей парковки к самому курорту (услуга востребованная, ведь большинство автомобилей в Узбекистане ездят на летней резине и подняться зимой по горной дороге просто не могут). Строятся новые гостиницы – суммарно на 350 мест, поскольку городка-шале (250 мест размещения, в шале, в зависимости от их типа, могут разместиться от четырех до 10 человек) катастрофически не хватает.
«У нас сейчас большая нехватка именно относительно бюджетного двухместного размещения, потому что стоимость шале в сезон доходит до $1 тыс. в сутки», – объясняют на курорте спешку со строительством гостиниц, которые рассчитывают открыть уже в наступающем горнолыжном сезоне.
Сейчас на «Амирсое» 11 трасс общей протяженностью более 15 км, самая длинная, c названием Papa – 3 550 м.
«Когда мы начинали, катающихся у нас в целом по стране из числа местных жителей было около 1,5 тыс. Сейчас их число увеличилось раза в три – то есть около 5 тыс. человек уже на регулярной основе катаются», – рассказывает руководитель активностей СП ООО Amirsoy Бахром Худайкулов.
Он так уверенно оперирует цифрами, поскольку ски-пассы именные и позволяют вести статистику, как растет количество катающихся узбекистанцев. В настоящее время их число увеличивается, можно сказать, в арифметической прогрессии. Поэтому генеральный директор СП ООО Amirsoy Саидвали Саидходжаев прогнозирует, что в новом сезоне кататься на лыжах будет уже 10 тыс. жителей республики.
«Как только мы дали предложение, спрос сразу же появился», – резюмирует он.
Технический предел
Спрос не просто появился – он близок к тому, чтобы превысить предложение. «Если в начале у нас было 200 пар лыжи, 100 сноубордов, то сейчас у нас 500 пар лыж и 200 сноубордов, и их не хватает», – констатирует Худайкулов. Пиковая нагрузка на курорт приходится на конец декабря – начало января, в эти дни в «Амирсой» приезжает до 11 тыс. человек. Правда, добавляет Бахром Худайкулов, катается из этого числа примерно 20%:
«Остальные просто приезжают посмотреть, потому что снежных регионов в Узбекистане мало и людей тянет сюда. Хотя бы просто снег увидеть, детей своих привезти, чтобы они в снежки поиграли».
11 тыс. гостей и 2 тыс. лыжников и сноубордистов в день – это почти максимальная загрузка текущих возможностей курорта. Саидвали Саидходжаев признается – расчет был на то, что поток гостей будет нарастать постепенно, и «Амирсой» получит время на передышку:
«Мы рассчитывали вот этот поток наших гостей переварить где-то в течение 10 лет и потом начинать развиваться дальше. Ну сейчас понимаем, что той инфраструктуры, которую мы создали, уже маловато».
Поэтому «Амирсой» планирует третью фазу развития – уже есть видение, где будет расположен бутик-отель в виде самолета, новые пять трасс и еще один подъемник. Зона катания расширится и захватит соседнюю вершину. Когда мест размещения станет больше, на курорте готовы запустить ночные катания.
«Мы зависим от мест размещения, потому что сейчас людям очень неудобно оставаться здесь на ночные катания, если потом негде переночевать. Как только откроются гостиницы, думаю, мы уже сможем ввести ночные катания. У нас предусмотрено освещение, близкое к натуральному для того, чтобы лисички не ослепли и людям было комфортно», – делится Худайкулов.
Зачем швейцарские банкиры следят за орлами
«Амирсой» находится на территории Угам-Чаткальского национального парка, и когда под курорт выделялись земли (900 гектаров), отдельным пунктом в распоряжении узбекистанского Кабмина указывалось, что инвестор обязан обеспечить выполнение всех нормативов в области экологии и природопользования.
«Мы строились по европейским стандартам, и наши экологические требования даже превосходим», – комментирует генеральный директор СП ООО Amirsoy.
Фото: Amirsoy Resort
Соответствие европейским экологическим стандартам – требование швейцарских банков, которые тоже кредитуют проект. Стоит оговориться, что курорт на 90% принадлежит швейцарской компании PRO ALPINA AG, оставшиеся 10% – у узбекистанского бизнесмена Равшана Убайдуллаева, инвестиции в проект (с учетом будущего расширения) составляют около 180 млн евро, «Амирсой» уже показывает операционную прибыль и платит по кредитам.
«Приезжает целая команда, и нас строго проверяют – кто-то на целевое использование кредитных средств, кто-то – соблюдается ли гендерное равенство в компании. Кто-то спускается в нижний кишлак и опрашивает местное население – какие от нас вред и польза. А кто-то смотрит, какие животные появились или исчезли, стало больше орлов или нет», – рассказывает Саидвали Саидходжаев.
И приводит в пример последнее замечание, которое поступило от орнитологов. Они хоть и убедились, что краснокнижных грифов стало даже больше, рекомендовали раз в несколько месяцев выкидывать недалеко от места их обитания тушу барана – чтобы подкармливать этих хищных птиц-падальщиков.
Покататься по-соседски
Основные клиенты «Амирсоя» – граждане Узбекистана, поток туристов из других стран формируется за счет гостей из Таджикистана, Кыргызстана, Южного Казахстана. В 2022 году начало расти количество клиентов из России. Казахстанцев на современный узбекистанский горнолыжный курорт тоже приезжает все больше, но пока – если ориентироваться на количество машин с казахстанскими номерами, это примерно 200 человек в сезон.
После того, как узбекистанский «Амирсой», казахстанский «Шымбулак» и российский курорт «Роза Хутор» приняли решение о создании Евразийского альянса горных курортов (ЕАГК) и стали его первыми участниками, у лыжников и сноубордистов Казахстана появляются новые возможности для визита в соседнюю страну. Бонусные программы ЕАГК позволят клиентам «Шымбулака» рассчитывать на скидки на ски-пассы и проживание на «Амирсое». Среди других задач ЕАГК – подготовка кадров, горным курортам нужны специалисты редких профессий – канатчики, лавинщики, операторы ратраков, инструкторы.
«Этим профессиям практически нигде не учат, а при альянсе мы планируем создать корпоративный университет на базе Академии народного хозяйства и госслужбы, который готов разработать специально для нас краткосрочные и долговременные программы с учетом потребностей курортов, при этом выдавая необходимые дипломы и сертификаты», – комментирует секретарь ЕАГК Андрей Кукушкин, добавляя, что главное для курортов – обмен передовым опытом.
Молодому «Амирсою» тоже есть чем поделиться – у курорта уже есть опыт проведения масштабных опен-эйров, этим летом здесь прошли концерты популярных исполнителей – Zivert и Jony.