Замглавы Нацбанка назвал снижение базовой ставки одной из причин девальвации тенге
Снижение базовой ставки, предпринятое Национальным банком, послужило одной из причин ослабления национальной валюты, сообщил заместитель председателя Нацбанка Берик Шолпанкулов.
«На ослабление обменного курса тенге также повлияли приостановление правительством нормы обязательной продажи экспортной валютной выручки квазигосударственного сектора и понижение базовой ставки против сохраняющейся жесткой монетарной политики ФРС США», – сказал он на заседании правительства.
По итогам сентября курс тенге ослаб на 3,4%, до 474,99 тенге за один доллар США, что, по мнению Шолпанкулова, было связано с сочетанием ряда как внешних, так и внутренних факторов.
Первой причиной он назвал глобальное укрепление доллара США. В частности, индекс доллара США укрепился к корзине валют развитых стран за сентябрь на 2,5%. Кроме того, зампред Нацбанка отметил возросший сезонный спрос на иностранную валюту со стороны импортеров, связанный с активизацией цикла реализации проектов и освоения бюджетных средств.
По его словам, поддержку тенге с начала года оказывали продажи валюты из Нацфонда в рамках обеспечения трансфертов в республиканский бюджет, которые составили в сентябре $1,155 млрд. Приток нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг с начала года составил $299 млн. ЕНПФ в сентябре приобрел $200 млн.
Шолпанкулов отметил, что Нацбанк продолжает придерживаться режима гибкого курсообразования и не проводит валютные интервенции.
Золотовалютные резервы под управлением Нацбанка на конец сентября составили $89,7 млрд. Валовые международные резервы снизились с начала года на 9%, до $31,9 млрд на конец сентября, за счет снижения остатков банков второго уровня на валютных счетах в Нацбанке, а также выплат госдолга.
Активы Нацфонда увеличились в январе – сентябре на 3,7%, то есть на $2,1 млрд, до $57,8 млрд. Основной рост произошел за счет инвестиционного дохода 4%, или $2,2 млрд с начала текущего года. Трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет составили 3,3 трлн тенге. Для этого из Нацфонда были проданы валютные активы на $6 млрд. Суммарные поступления в фонд с начала года составили 3,4 трлн тенге.
Замглавы Нацбанка напомнил, что годовая инфляция снижается седьмой месяц подряд.
«Текущий уровень составляет 11,8%. Замедление годовой инфляции происходит в условиях умеренно жесткой денежно-кредитной политики и постепенного исчерпания высокой базы 2022 года, снижения глобального инфляционного давления и издержек производства. В структуре инфляции годовые темпы роста всех компонентов демонстрировали замедление», – сказал он.
Однако с такой оценкой Нацбанка не согласился глава правительства.
«Берик Шолпанкулович, вы связываете замедление инфляции с базой прошлого года. Думаю, это неправильно – замедление инфляции стало результатом работы правительства», – сказал премьер-министр Алихан Смаилов.
Месячная инфляция в республике в сентябре также замедлилась до 0,6%. Однако, отметил Шолпанкулов, темпы ее роста все еще значительно превышают среднеисторические значения. В частности, продовольственная инфляция замедляется, но составляет 11,4%. По оценкам Нацбанка, темпы сезонного удешевления плодоовощной продукции ниже обычных. Непродовольственная инфляция замедлилась до 12,1%. При этом увеличивается вклад горюче-смазочных материалов в непродовольственную инфляцию на фоне повышения предельных розничных цен на топливо и последующего роста цен на нерегулируемые виды топлива.
Нацбанк снизил базовую ставку 6 октября с 16,5% до 16% годовых. При этом регулятор указал на низкую вероятность дальнейшего снижения до конца года.
На прошлом заседании 25 августа Нацбанк впервые с января 2021 года снизил базовую ставку с 16,75% до 16,5%. Зимой 2021-го показатель был снижен с 12% до 9%. В конце февраля 2022 года, когда Россия начала войну с Украиной, а ряд стран ввели антироссийские санкции, Нацбанк повысил ставку с 10,25% до 13,5%. К концу прошлого года она составляла 16,75%. Такое значение держалось вплоть до августа 2023 года.
Предыдущее решение по снижению базовой ставки было принято при прошлом главе Нацбанка Галымжане Пирматове. До этого он не раз говорил о возможности снижения ставки во второй половине года, но подчеркивал, что для этого должны сложиться необходимые макроэкономические условия, а также инфляционные ожидания населения. Последний раз такая вероятность упоминалась в релизе по итогам заседания 5 июля, когда ставку сохранили на прежнем уровне.