Конфликт Израиля с ХАМАС слабо влияет на нефтяные цены, поскольку мировая экономика научилась поглощать подобные шоки. Но его эскалация может спровоцировать рост цен на нефть выше $140 за баррель, говорится в последнем обзоре Всемирного банка.
Детали
Пока что скромное влияние последнего конфликта на Ближнем Востоке на энергетические рынки соответствует базовым прогнозам, отмечается в докладе Всемирного банка. Согласно базовому сценарию, цены на нефть Brent составят $90 за баррель в четвертом квартале этого года и $84 в среднем по году против $100 в прошлом году. В 2024 году ОПЕК+ будет наращивать добычу, а глобальная экономическая активность замедлится, что приведет к снижению среднегодовой цены на нефть до $81, говорится в документе.
В случае «небольшого сбоя» из-за конфликта на Ближнем Востоке, когда мировые поставки нефти сократятся на 0,5-2 млн баррелей в сутки, цены на нефть первоначально вырастут на 3–13% (на $3–12 за баррель) по сравнению с базовым прогнозом на четвертый квартал 2023 года в $90.
При сбое «средних масштабов», на 3–5 млн баррелей в сутки, цены на нефть подскочат на 21–35% (на $19–31) от базового прогноза. Если же реализуется сценарий «большого сбоя» и мировые поставки упадут на $6–8 млн баррелей в день, нефть подорожает на 56–75% к базовому прогнозу, до $140–157, считает Всемирный банк.
Контекст
Вооруженный конфликт на Ближнем Востоке вспыхнул 7 октября, когда боевики ХАМАС совершили нападение на Израиль, крупнейшее за последние 50 лет. Израиль в ответ объявил ХАМАСу войну. Новый ближневосточный конфликт слабо повлиял на рынки – напряженность в арабо-израильских отношениях сохраняется десятилетиями, а инвесторы надеются, что война Израиля с ХАМАС не перерастет в глобальное противостояние и так и останется региональным конфликтом. По словам главного глобального стратега LPL Financial Куинси Кросби, «пока дипломаты пытаются сдержать конфликт, рынок смотрит на него и говорит: мы видели это раньше».
Наиболее серьезное влияние конфликт может оказать на нефть. Ни Израиль, ни Палестина не являются серьезными продавцами нефти. Но если в конфликт вступит Иран – основной экспортер нефти в регионе, – то США наверняка ужесточат нефтяные санкции против него. В свою очередь, любые новые санкции против Ирана, отрицающего свою причастность к нападению на Израиль, могут поставить под угрозу проход танкеров через Ормузский пролив, который Тегеран уже угрожал закрыть.