Розничные цены на сжиженный нефтяной газ, который используется как топливо для автомобилей, могут вырасти в будущем до сравнимого с бензином уровня на фоне ужесточения дефицита автогаза, считает министр энергетики Алмасадам Саткалиев.
«В будущем, если такими темпами будет расти перевод машин на газ, то возможностей перерабатывающих мощностей в краткосрочном периоде не хватит… Будет какой-то период, в котором мы будем вынуждены импортировать сжиженный нефтяной газ, и это будут совсем другие цены, то есть цены будут сравнимы с ценами на бензин», – сказал он журналистам.
По его словам, рост цен будет идти на фоне ужесточения дефицита топлива.
«Будет у нас существенный дефицит на рынке, непокрываемый. Поэтому мы вынуждены говорить об этом, как министерство брать на себя ответственность и открыто обществу, нашим автолюбителям, потребителям говорить о том, что с этим видом топлива государство уже сейчас испытывает серьезные проблемы. И эта проблема в краткосрочный период не решится», – заявил Саткалиев.
По его словам, резкий рост потребления сжиженного нефтяного газа в стране связан с переоборудованием автомобилей на газ, зачастую массово производимом полукустарным способом.
«Изначально баланс, который исходит из производства сжиженного нефтяного газа, вырос на 25% за девять месяцев, и нам приходится изыскивать дополнительные объемы. Мы провели переговоры с компанией ТШО (Тенгизшевройл. – «Курсив»), они дополнительно поставили 10 тыс. тонн в месяц на внутренний рынок. Мы полностью все объемы «КазМунайГаза» развернули на внутренний рынок. За счет этого мы балансируем», – отметил глава Минэнерго.
Кроме того, он напомнил о рисках, которые несет с собой кустарный перевод автомобиля на газ. В частности, это возможность возгорания автогаза, относящегося к веществам четвертого класса опасности для человека, при взаимодействии с воздухом.
«Мы уже полностью запретили экспорт сжиженного нефтяного газа, чтобы развернуть на внутренний рынок. То есть сейчас мы говорим о том, что мы не рекомендуем автолюбителям (переводить машины на газ. – «Курсив»), может, будут какие-то другие меры приняты в части ограничения использования этого кустарного оборудования вплоть до полного запрета использования данного кустарного оборудования при переоборудовании автомобилей», – сказал Саткалиев.
Также он напомнил о том, что сжиженный нефтяной газ гораздо более эффективно использовать как сырье для производства нефтегазохимической продукции.
Розничные цены на сжиженный нефтяной газ (СНГ, автогаз), используемый в качестве автомобильного топлива, поэтапно будут повышены до как минимум 110 тенге за литр, то есть уровня себестоимости его производства, сообщил Саткалиев 1 ноября.
«Мы представим прогноз цен, в результате которого поэтапно, не допуская резких скачков, мы доведем стоимость сжиженного нефтяного газа как минимум до уровня себестоимости, чтобы не допустить убытков участников рынка. Сейчас действует цена в диапазоне от 50 до 80 тенге (за литр СНГ. – «Курсив»), при этом себестоимость – около 110 тенге. Но мы не планируем сразу устанавливать эту цену, будет поэтапный рост», — сказал он журналистам.
По его словам, при существующих розничных ценах производители сжиженного газа на фоне получаемых убытков сокращают выпуск топлива. Кроме того, объемы автогаза перенаправляются с экспорта на внутренний рынок, тем самым лишая производителей части доходов. Глава Минэнерго отметил, что резкое увеличение спроса на топливо пока решается за счет перенаправления автогаза с экспорта на внутренний рынок, однако эти ресурсы ограничены.
Шестого октября на встрече с населением Атырауской области Саткалиев пообещал, что розничные цены на автогаз будут расти в любом случае.
Предельные розничные цены на сжиженный нефтяной газ в республике регулируются государством. По данным Минэнерго, розничные цены на сжиженный газ в Атырауской области составляют 54–59 тенге за литр. На фоне относительно низких цен на сжиженный газ (54–59 тенге за литр газа по сравнению с 205 тенге за литр Аи-92 при примерно одинаковом расходе топлива, то есть сжиженный газ в 3,8 раза дешевле бензина) потребление данного вида топлива быстро растет. В январе –августе в Атырауской области было продано 62,5 тыс. тонн сжиженного газа по сравнению с 40,7 тыс. тонн в аналогичном периоде 2022 года, то есть в полтора раза больше.
Министерство энергетики опубликовало в сентябре проект изменений в приказ министра, которым утверждены правила определения предельных цен на сжиженный нефтяной газ. Согласно поправкам, теперь цены на сжиженный газ будут менять раз в полгода (до этого изменения происходили раз в год).
Кроме того, в них указаны третьи лица, для которых устанавливаются предельные оптовые цены, – собственники сжиженного газа, произведенного за пределами территории Казахстана и ввезенного для потребления на территорию республики. Таким образом, импортный сжиженный газ выводится из-под госрегулирования оптовых цен.
Межведомственная комиссия по вопросам внешнеторговой политики и участию в международных экономических организациях под председательством вице-премьера Серика Жумангарина в конце сентября ограничила вывоз сжиженного нефтяного газа из страны автомобильным и железнодорожным транспортом.
С 1 июля этого года цена на сжиженный газ для внутреннего рынка, реализуемого вне товарных бирж, увеличилась на 20% и составляет 40 320 тенге за тонну без НДС. Повышение повлияло на розничные цены на автомобильных газозаправочных станциях в пределах 4-6 тенге в зависимости от региона страны.
Второго января 2022 года в Жанаозене, а позже и в других городах западного Казахстана, сотни людей собрались на митинги с требованием снизить цены на сжиженный газ со 120 до 60 тенге. Большинство автомобилей в регионе заправляются газом, а выросшая с нового года цена делала его недоступной для людей, заявляли протестующие.
Причиной повышения цен, из-за которой начались протесты, стал переход на реализацию автогаза через электронные торговые площадки и биржи. Пятого января 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отложил переход на электронные торги сроком на год. В декабре 2022 года государственное регулирование цен на автогаз продлевали на полгода, и по истечении этого срока оно продолжало действовать.