Какие компании решились запустить прокат самокатов в регионах Казахстана

Опубликовано
редактор отдела «потребительский рынок»

Сервисы по прокату самокатов в РК перестали быть атрибутом городов-миллионников. Сейчас они работают практически во всех областных центрах и не исключают возможности выхода в небольшие города с численностью менее 100 тыс. человек. 

фото: Илья Ким

«Развитие в регионах – это естественный шаг для кикшеринговых компаний. Если посмотреть на мировой опыт, то никто не останавливается только на мегаполисах, спрос существует в городах значительно меньших масштабов, особенно если плохо развит общественный транспорт», – говорит глава отечественного кикшерингового сервиса Jet Мусалав Алибеков.

Компания пошла в регионы в 2021-м – это был первый год ее работы. Тогда Jet открыла свои сервисы проката в Алматы, Астане, Шымкенте и Актау.

«Вначале это были собственные точки. Но позже мы пришли к пониманию, что у команды не хватит достаточного фокуса на все города, и поэтому решили попробовать работать в регионах по франшизной модели», – рассказывает Алибеков. 

Сейчас собственные прокаты Jet представлены в Алматы и Астане, на их долю приходится более 8 тыс. самокатов. В остальных городах присутствия, а их у компании уже 16 (а также поселок Боровое, где располагается курортная зона Бурабай), сервисы находятся в управлении франчайзи. Суммарно по регионам колесят более 6 тыс. синих самокатов компании. Это самое широкое покрытие среди других игроков. Сервис не представлен только в двух областных центрах – Жезказгане и Конаеве.

В компании не исключают дальнейшего расширения за пределы региональных центров.

«Если говорить про Казахстан, то мы вышли почти во все города с населением более 100 тыс. человек. У нас пока нет опыта работы в городах меньшего размера, но мы верим, что и в них будет достаточный спрос, что сделает бизнес рентабельным, тем более, что мы видим подобный опыт в соседних странах», – говорит Алибеков. 

Основной конкурент Jet в регионах – российская шеринговая платформа BusyFly. Она объединяет каршеринг, байкшеринг, но более широко известна именно кикшерингом. BusyFly – это IT-платформа, которая в первую очередь предоставляет «начинку», то есть программное обеспечение (ПО) для проката самокатов. По такому принципу компания работает с несколькими десятками кикшеринговых брендов, использующих их «мозги». 

Казахстанским франчайзи BusyFly, помимо ПО, предоставляет еще и собственный бренд. Под ним работают два партнера. Один в семи городах – Таразе, Актобе, Атырау, Кызылорде, Туркестане, Уральске и Шымкенте. Второй – только в Кокшетау. На вопрос об общем количестве самокатов ни фрайчайзи, ни головной офис не ответили. Отметим, что при тестировании этого сервиса в Таразе журналист «Курсива» без труда нашел ближайший самокат. Самокаты широко представлены на улицах города, и жители активно ими пользуются. 

Возьмем ценой

Одна из причин спроса на BusyFly в регионах может быть связана с демократичной ценой проката. Стоимость одной минуты поездки – 20 тенге (при максимальной скорости в 15 км/ч).

В режиме «драйв» (самокат сможет разогнаться до 20 км/ч) оплата составит 25 тенге в минуту. Самый дорогой тариф – «спорт» – 30 тенге в минуту. Во всех трех случаях пользователь заплатит только за потраченные минуты, без учета первоначального взноса на старт поездки. Для сравнения – в Jet прокат в среднем стоит 35 тенге в минуту плюс 100 тенге за старт поездки. 

Если говорить о качестве поездки, то BusyFly значительно уступают Jet. И в том, и другом сервисе есть модели Ninebot Max G30. Но, в отличие от BusyFly, Jet предлагает и другие самокаты – Ninebot Max plus и Okai ES 400. Эти модели тяжелее, чем Ninebot Max G30, но у них лучше амортизация и трясет при езде значительно меньше. А это далеко не последний фактор выбора, особенно когда речь идет о поездках в городах не с самой лучшей инфраструктурой. 

Несмотря на разницу в ценовом подходе, оба сервиса заявляют о быстрой окупаемости проката в региональных городах. В BusyFly называют сроки от двух месяцев, в компании Jet говорят, что отбить деньги можно в течение первого сезона. 

В белорусском кикшеринге Eleven работу в регионах Казахстана считают нерентабельной. Хотя аренда самоката Eleven обойдется клиенту дороже, чем BusyFly и Jet. Стоимость белорусского сервиса в Алматы – 44 тенге за минуту плюс 100 тенге за старт поездки.

«Конечно, мы транспортная компания, но мы частная компания, и в первую очередь оказываем услуги и ставим себе бизнес-цели. Наш сервис должен приносить прибыль. Для того, чтобы иметь сервис в других городах, нужно иметь там парк, команду обслуживания, это большие затраты. И по нашему опыту рентабельной для нас является работа только в городах-миллионниках. В маленьких городах при всем желании мы просто не можем запустить сервис из-за его окупаемости, а также из-за отсутствия нужного количества нашей аудитории и инфраструктуры», – объясняет Евгения Орлова, менеджер по маркетингу в компании Eleven.

Сейчас этот сервис представлен только в Алматы, Астана – в планах. Но точный срок выхода туда «Курсиву» не назвали. У другого крупного игрока на алматинском рынке – российского Whoosh – также нет намерений заходить в регионы.

«Расширение географии на данный момент не является первостепенной задачей для нас. В приоритете компании – безопасность, развитие образовательных проектов и повышение знаний ПДД среди пользователей кикшеринга. На данный момент сервис работает в Астане и Алматы. Whoosh сфокусирован на повышении уровня доступности, развитии качества продукта и культуры вождения в данных городах Казахстана», – сообщили в компании.

На фоне недавно принятых поправок в закон «О дорожном движении» компания вложилась в пилотный проект в Алматы, в рамках которого были выпущены самокаты, оборудованные шлемами. Сколько на это было затрачено, в компании не разгласили. 

фото: Илья Ким

Об особенностях регионального кикшеринга 

«Мы столкнулись с тем, что после принятия «закона о самокатах» в разных регионах наблюдается неодинаковый эффект. То есть происходят вольные трактовки на местах, когда сотрудники полиции штрафуют за отсутствие шлема на тротуаре или велодорожке, хотя в этом нет никакого нарушения», – делится опытом Алибеков.

«Озвучивалось, что принятие закона приведет к толчку для развития отрасли, но в регионах как не было ответственного за строительство велодорожек управления, так и нет, а запрос со стороны жителей есть. Появятся ли они в ближайшее время – большой вопрос, но без подготовки инфраструктуры развитие будет не таким быстрым», – добавляет он.

Слабая инфраструктура – еще одна причина, из-за которой игроки неохотно идут в регионы.

«Для нашего сервиса очень важна специальная городская инфраструктура: много велодорожек и мест для поездок, распределенных по всему городу. Места для парковки, хороший интернет для работы приложения. И, конечно же, мы опираемся на наличие нашей целевой аудитории. Наш пользователь – легкий на подъем человек, который много путешествует и легко обращается с приложениями и разными онлайн-платежами. В 70% случаев это молодежь. Алматы во всех этих планах идеально подходит. Здесь много университетов, сам город достаточно демократичный, что также отвечает духу кикшеринга», – говорит Евгения Орлова.

Специфичный фактор для кикшеринговых компаний, которые работают в регионах – погодные условия. Сезон проката самокатов заканчивается с приходом минусовой температуры, и случается это в областях не одновременно. Например, в ноябре прокат в Павлодаре уже закрыт, а в Таразе все еще действует.

«Но при этом в южных городах с более длинным сезоном может быть слишком жарко в некоторые летние недели, что тоже влияет на спрос», – говорит Алибеков. 

Он отмечает, что регионы отличаются между собой климатом, привычками жителей, развитием инфраструктуры и общественного транспорта, однако в глобальной картине показатели между собой разнятся незначительно. 

Читайте также