Петицию против семейно-бытового насилия запустили в Казахстане. Ее подписали более 22 тыс. человек

Опубликовано
Старший корреспондент отдела General News
Авторы петиции недовольны несоразмерностью наказания за домашнее насилие
Фото: freepik

Казахстанцы написали открытое письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву, в котором попросили ужесточить наказание за домашнее насилие в отношении женщин и детей.

Что произошло. Открытое обращение к Токаеву о реформировании уголовного и административного законодательства опубликовали на сайте Otinish.kz. 

Среди авторов петиции есть известные казахстанцы: депутат мажилиса Никита Шаталов, бывший кандидат в президенты и член Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Салтанат Турсынбекова, директор центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев, журналист Динара Сатжан, адвокат Джохар Утебеков и многие другие.

На данный момент петицию подписали более 22 тыс. человек. 

О чем говорится в обращении. По словам авторов, в Казахстане не решается проблема насилия в семейно-бытовой сфере. Общественники напомнили Токаеву, что в 2019 году он поручил ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин.

«По непонятным причинам в вопросе ужесточения ответственности за бытовое насилие против женщин и детей ваши поручения не нашли поддержки в правоохранительных органах и концептуального изменения законодательства в этом вопросе не произошло», — говорится в тексте. 

Казахстанцы также недовольны несоразмерностью наказания за домашнее насилие. В качестве примера авторы напомнили об уголовной ответственности по статье 131 УК РК «Оскорбление».

«В то же время декриминализована ответственность за побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью. Хотя такое правонарушение несет в себе большую общественную опасность и угрозу.

Несоразмерно мягкая реакция закона на небольшие по тяжести преступления в семейной сфере создают у потенциальных нарушителей чувство безнаказанности и закономерно влекут к более тяжким преступлениям, в том числе убийствам», — считают авторы петиции.

Что казахстанцы требуют от властей. В обращении к Токаеву говорится, что вопрос о криминализации побоев и причинения легкого вреда здоровью нужно решить в первоочередном порядке безотносительно принятия закона о противодействии семейно-бытовому насилию.

«Просим вас поручить правительству и парламенту Казахстана вновь вернуться к вопросу ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей в семейно-бытовой сфере. 

В частности, восстановить в Уголовном кодексе нормы статей 108 и 109 (побои и причинение умышленного легкого вреда здоровью) с установлением основного вида ответственности в виде общественных работ, а также усилить административную ответственность за иные правонарушения, совершенные в семейно-бытовой сфере», — просят подписавшие петицию казахстанцы. 

Контекст. Казахстанцы активно обсуждают арест бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева. Его подозревают в убийстве своей жены Салтанат Нукеновой. Резонансное преступление тут же вызвало дискуссии о важности криминализации домашнего насилия в стране.

К примеру, депутат мажилиса Динара Шукижанова настаивает на «решительном ужесточении законов» в отношении тех, кто допускает насилие в семье.

Председатель сената Маулен Ашимбаев придерживается другого мнения. Он считает, что «нельзя сказать, что женщины не защищены законом» в Казахстане.

«Если есть необходимость ужесточить законодательство, мы его уже ужесточили достаточно серьезно и дальше пойдем на эти шаги. Вопрос в том, что недостаточно только законодательных решений. Что нужно? Воспитательную работу проводить. Нужно повышать общий уровень культуры… Я считаю, что в этом направлении работа, мягко говоря, хромает. Здесь системной работы нет», — заявил Ашимбаев.

Кроме того, Ашимбаев заявил, что в госуправлении Казахстана нет людей, которые дома «занимаются абьюзерством».

Мажилисмен Асхат Аймагамбетов предложил частично криминализировать насилие над женщинами — за систематические побои привлекать к уголовной ответственности, а за однократные оставить ответственность в рамках Административного кодекса.

Читайте также