Министр обороны РК Руслан Жаксылыков заявил, что в казахстанской армии нет дедовщины и пригласил депутатов посетить любую воинскую часть в стране, чтобы лично в этом убедиться.
Что произошло. Руслан Жаксылыков считает, что в казахстанской армии нет дедовщины, но есть «мужские конфликты».
«Дедовщины, как социального явления уже нет, солдаты служат всего один год. Есть проблемы внутриличностных конфликтов — это мужской конфликт», — заявил журналистам Жаксылыков в кулуарах пленарного заседания мажилиса.
В чем причины гибели солдат. Журналисты также поинтересовались у министра, почему тогда так много смертей в армии, если в ней нет дедовщины. Он ответил, что основной причиной гибели солдат становится нарушение норм безопасности или суицид, который практически всегда не связан с прохождением воинской службы.
«Бывает, но из-за нарушений норм безопасности или когда происходит суицид, но я вам скажу, что 99% тех случаев суицида, которые произошли, они не связаны с прохождением воинской службы. Это больше внутриличностные конфликты, но мы, армия, всегда соблюдаем нормы приличия. Мы никогда камешек в другой огород не кидаем, мы понимаем свою и моральную ответственность, потому что, если трагедия произошла, то это трагедия и для семьи, и для нас», — объяснил он.
Почему в казахстанской армии нет дедовщины. Кроме того, на самом пленарном заседании депутаты поинтересовались у Жаксылыкова, могут ли казахстанские резервисты столкнуться с дедовщиной на службе. Он ответил, что сегодня в армии понятие «дедовщины» неактуально.
«Вы знаете, что сейчас в армии солдаты служат 12 месяцев. Даже на момент призыва с ребятами, которые прослужили полгода, мы их не смешиваем. И подразделения комплектуются по призывам. То есть в одной роте служат солдаты одного призыва, в другой роте служат солдаты другого призыва. Вот эти клише, «дедовщина» сегодня на армию уже не распространяются», — ответил Жаксылыков.
Министр добавил, что ему есть с чем сравнить и пригласил депутатов посетить любую воинскую часть в стране, чтобы они сами убедились в его словах.
«Мы, офицеры старшего поколения, прослужившие 40 и более лет, мы прошли школу и Советской армии, и постсоветской, и в начале нашей независимости. И мы можем сказать, что было тогда и что сейчас. Я вас просто приглашаю в гости, в любую воинскую часть. Пожалуйста, приезжайте, посмотрите», — обратился к мажилисменам глава Минобороны.
Контекст. В Казахстане разработали законопроект о запрете кредитования в банках солдат-срочников, который вызвал споры о дедовщине в армии между депутатом мажилиса и Министерством обороны Казахстана. Как утверждал депутат Ерлан Стамбеков, таким образом, срочников хотят оградить от одной из форм дедовщины, когда их заставляют оформлять банковские займы и передавать полученные деньги старшим по званию или сроку службы.
Однако в Минобороне РК заявили, что военнослужащие срочной службы и так не могут брать кредиты — это «исключено по причине невозможности их оформления из воинской части». В ведомстве также подчеркнули, что «не подкрепленные фактами высказывания наносят существенный вред имиджу Вооруженных сил и дискредитируют их в глазах общественности».
Напомним, в ходе всеармейского совещания в Астане президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказал мнение, что помимо прочего в военнослужащих необходимо воспитывать чувства патриотизма, человечности и доброты. Это, по мнению главы государства, позволят предотвратить такие опасные для общества явления, как насилие и дедовщина.