Инвесткомпании стали задумываться об обратном выкупе стартапов после провальных IPO
Сразу несколько крупных инвестиционных компаний рассматривают возможность или уже выкупили назад акции стартапов, которые недавно стали публичными и сильно подешевели на бирже. Делистинг упростит оптимизацию бизнеса, но монетизировать его будет гораздо сложнее, пишет FT.
Детали
Американская инвесткомпания Silver Lake, британская Cinven и шведская EQT за последние несколько месяцев либо выкупили, либо рассматривали возможность выкупа стартапов, которые они всего несколько лет назад вывели на IPO, пишет Financial Times.
В августе шведский гигант прямых инвестиций EQT предложил выкупить у миноритариев акции немецкого разработчика серверных операционных систем Suse, который провел IPO весной 2021 года. Спустя год после размещения EQT попыталась продать оставшийся мажоритарный пакет акций Suse американской инвесткомпании Thoma Bravo, но сделка тогда сорвалась. О выкупе акций компания задумалась после обвала акций Suse на фоне распродажи бумаг технологических компаний и ухудшения финансового прогноза из-за плохих продаж. EQT оценил компанию в $3 млрд, что примерно вдвое дешевле оценки, по которой инвесткомпания разместила 24% акций Suse в ходе IPO. Suse 13 ноября объявила о делистинге с Франкфуртской биржи. За 2,5 года после IPO ее акции подешевели почти на 65%.
Cinven в сентябре объявила о выкупе находящихся в обращении акций медицинского стартапа Synlab, в которой она сохранила 40-процентную долю после слабых результатов деятельности и ухудшения прогнозов. Synlab разместила акции на бирже в апреле 2021 года, за это время ее акции стали дешевле на 40%.
В октябре Silver Lake, которой принадлежит 73% акций медиахолдинга Endeavor, объявила, что рассматривает возможность выкупа оставшихся акций из обращения. Генеральный директор Silver Lake Ари Эмануэль убежден, писал Bloomberg, что Уолл-стрит недооценивает Endeavor и капитализация Endeavour не соответствует стоимости ее базовых активов. Ее акции также торгуются на бирже с апреля 2021 года. По данным на закрытии торгов 17 ноября, они были лишь на 1,3% дороже, чем в ходе IPO.
Контекст
Происходящее говорит о трудностях, с которыми сталкиваются институциональные инвесторы при выходе из портфельных компаний через публичные рынки, которые исторически были важным способом монетизации их активов. «Мы видели только начало, очевидно, что будет больше», – приводит FT слова главы отдела рынков акционерного капитала крупной европейской частной инвестиционной компании.
По данным Dealogic, в 2021 году, когда торги на публичных рынках достигли рекордных высот, фонды прямых инвестиций вывели на IPO 287 компаний на сумму около $140 млрд. Акции многих из них впоследствии упали значительно ниже первоначальной цены, предоставляя возможность инвесткомпаниям выкупить их назад дешевле, заявили FT несколько топ-менеджеров в отрасли. Так, производитель обуви Dr Martens подешевел почти на 70% с тех пор, как Permira вывела его на биржу в январе 2021 года. Химическая компания Azelis потеряла четверть своей стоимости с тех пор, как в октябре того же года EQT вывела ее на IPO.
Фонды прямых инвестиций после выкупа акций стартапов могут попытаться наладить их бизнес или разделить его, чтобы увеличить стоимость. Делистинг позволяет проблемному предприятию действовать более гибко, поскольку ему не нужно больше отчитываться перед миноритариями, отметил глава отдела прямых инвестиций юридической фирмы Clifford Chance в Великобритании Кристофер Салливан.
Инвесторы ненавидят делистинг
Сделки с целью делистинга не всегда пользуются популярностью у инвесторов в фонды прямых инвестиций или у управляющих фондами акций публичных компаний. «Рынок, как правило, ненавидит их», – приводит FT слова консультанта одной из инвесткомпаний, пожелавшего остаться анонимным. Одной из причин является то, что впоследствии выйти из бизнеса может быть еще сложнее. «Для того чтобы повторно вывести компанию на листинг, в ней должны произойти фундаментальные изменения», – отметил один из топ-менеджеров, занимающийся выкупом акций с биржи.